Sony представила два новых ридера с тактильными экранами: Sony Reader PRS-350 и PRS-650. Хотя сами эти модели не отличаются инновационными функциями, на их примере хорошо видны ближайшие перспективы рынка ридеров – как в мире, так и в России.
Три лидера мирового рынка ридеров – Amazon, Sony и PocketBook, и подходы этих трех компаний к продвижению своих устройств принципиально различаются. В центре бизнеса Amazon – интернет-магазин, где можно купить как печатные, так и электронные книги и ридеры, которые рассматриваются, скорее, как вспомогательное устройство для клиента магазина. Компания «заточена» прежде всего на американский рынок.
Sony поставляет только ридеры, причем это модели с наиболее «среднестатистическими» на данный момент характеристиками. И, наконец, PocketBook выпускает наиболее продвинутые модели, выступая «застрельщиком» во многих инициативах. Например, модель 301 сейчас – самый тонкий ридер, 302 Cookie снабжена сенсорным экраном и двумя радиоинтерфейсами (Wi-Fi и Bluetooth).
Российский рынок ридеров выглядит совершенно иначе. Здесь лидирует PocketBook по вполне понятной причине: российский пользователь чувствителен к инновациям, цены компания поддерживает на разумном уровне, а в устройствах изначально реализована поддержка русского языка и популярных на локальном рынке форматов. На втором месте Sony, правда, с сильным отставанием от лидера (24% против 43% у «покетбуков»; данные Smartmarketing.ru). Но это и понятно: действия реселлеров компании разобщены, ридеры – довольно дорогие, а число поддерживаемых форматов ограничено (например, нет наиболее распространенного в России формата FictionBook (fb2)). Как видно, на этом рынке устройства Sony «сами себя продают», ведь бренд популярен еще со времен Советского Союза.
Ридеры Kindle в России купить можно, но сколько-нибудь заметной доли рынка они не занимают. Чтобы вывести Kindle на российский рынок, компании нужно создавать магазин русскоязычной литературы, что для нее смысла не имеет. Продвигать же устройство отдельно от целостной «экологической системы» с ядром в книжном магазине Amazon не умеет и вряд ли будет учиться делать это ради российского рынка...
Замыкает тройку лидеров российского рынка Lbook – продукция с этой маркой занимает 18%. Интересно, что эта марка – равно, как и PocketBook – имеет украинские корни. Но есть и российские производители; очередная модель – Highscreen Alex – должна появиться в продаже осенью.
Так что у Sony довольно прочные позиции на обоих рынках. Обе представленных модели находятся в тренде Sony – создание «самых средних» ридеров на сегодняшний день. По сути, PRS-350 и PRS-650 – это несколько подновленные модели годовой давности, получившие e-ink-экраны с лучшими показателями по качеству и скорости обновления изображения. И даже младшая модель получила сенсорный экран. Однако touch-screen нельзя однозначно отнести к «плюсам»: размещенная поверх экрана прозрачная сенсорная панель ухудшает параметры изображения. Скажем, на PocketBook 302 Cookie сенсорная панель чуть ухудшала картинку, но бликовала на свету; в результате, ридеры уже с завода стали выходить с наклеенной антибликовой пленкой, которая хоть и гасила блики, но изображение размывала еще сильнее...
Инновационным может показаться ридер Sony PRS-650, снабженный Wi-Fi-модулем и поддержкой 3G-интернета. Однако «двойной» набор радиоинтерфейсов для интернет-доступа имеет вышеупомянутый Pocket Book 302 Cookie (причем производитель поставил Bluetooth, позволяющий ридеру для доступа использовать модем сотового телефона, – решение более изящное и более экономичное).
Способны ли новые ридеры Sony существенно изменить ситуацию на рынке ридеров? Очевидно, нет. Причем ни на мировом, ни на российском. Изменит ли рынок ридеров конкуренция с активно развивающимся рынком планшетов? Тоже нет. Напомним, что все ридеры используют e-ink-дисплеи, которые существенно лучше подходят для отображения текстов книг, чем используемые планшетами жидкокристаллические. У экранов на «электронных чернилах» – матовая поверхность, и они работают на отраженном свету, что значительно снижают нагрузку на глаза. Но есть у них и недостатки: достаточно высокая инерционность и невозможность (пока что) выпускать цветные дисплеи. То есть ридер – даже с коммуникационными модулями «на борту» – не может создать конкуренцию планшету, а планшет заметно хуже для чтения книг, чем специализированное устройство с e-ink-экраном.
Рынок ридеров может «встряхнуть» появление инновационных устройств вроде упомянутого Highscreen Alex, который объединяет ридер с коммуникатором на Android (первый использует e-ink-экран, второй – ЖК). Два этих устройства интегрированы между собой: загруженные через коммуникатор электронные книги можно читать на ридере. Очевидно, такое устройство привлечет больше внимания пользователей, выбирающих ридер с дополнительными возможностями.
Заметим, что хотя доля «гаджетменов» и «гиков» среди покупателей электронных книг относительно невелика, по результатам опроса, проведенного в июле 2010 года на портале конференции Tools of Change for Publishing, 21% уже имеющих ридеры планируют купить новое устройство взамен имеющегося. И есть основания предполагать, что многие покупающие вторую «читалку» будут с большей вероятностью покупать продвинутые модели. Увеличение спроса на продвинутые модели может принести значительные изменения на рынок ридеров. Хотя и эти изменения будут эволюционными: революций тут не предвидится.