об инвестициях в России:
За последний год много чего интересного произошло. В том числе и с точки зрения регулирования. Много новаций, которые были вызваны кризисом и принимались в спешке, без анализа последствий. Тем не менее, новации в целом показали свою жизнеспособность. Я думаю, значительная часть из них, которая вводилась как антикризисная мера, может остаться и после кризиса.
Например, в банковском секторе серьезные финансовые затруднения испытывали примерно 40 кредитных организаций. При этом тем, чье одномоментное схлопывание нельзя было допускать, ЦБ предложил инструменты повышения ликвидности. Ломбардный список расширялся неоднократно. Объем рынка РЕПО увеличился в пять раз. Новые беззалоговые аукционы – это вообще инновация. ЦБ понимал риски. Максимальный объем пришелся на февраль – около 2 млрд руб. Сейчас на порядок меньше – около 300 млн руб.
Уже нет опасений, что кредиты будут не возращены. Так как проблем с ликвидностью сейчас не наблюдается, то ЦБ снижает предоставление этого инструмента. Ужесточаются требования, растут ставки. На прошлой неделе ЦБ принял решение об ужесточении требований к рейтингу отечественных рейтинговых агентств. Около 70 банков не подпадают под эти требования. Правило вступит с 1 февраля. Может быть, некорректно изменять требования так произвольно. У 3 рейтинговых агентств требования повышены на ступень, а у одного – остались без изменения. Эта практика, как минимум, требует обсуждения и объяснения.
За последний год 15 банков получили субординированные кредиты, общей суммой 300 млрд руб. Принят закон об ОФЗ. Мы ждем предложений от банков, которые могут подавать заявки на получение капитала от ЦБ. Мы не ждем много заявок и будем рады, если их будет мало или вообще немного. Эта система придумана как последний рубеж обороны. При этом для достаточно крупных, заметных банков, чтобы не разрешить им просто так уйти с рынка, и которые по разным причинам не могут найти фондирование на рынке. У нас идут переговоры с несколькими банками, но они не оформлены в виде заявки. Но ничто не мешает им это сделать.
С января требования к капитализации банков возрастает до 90 млн руб., через два года – до 180 млн руб. Как правило, банковские ассоциации защищают капитал небольших банков. Регулятор считает, что банки должны быть надежными, завязывается дискуссия. Эти дискуссии существуют во всех сегментах финансового рынка. Они шли в банковской среде, они пойдут в страховой среде, среди профучастников рынка.
Хочу сделать одну ремарку, которая всем известна, но все стесняются говорить. Но сейчас утро, поэтому я не стесняюсь. Речь идет не столько об экономических аргументах, потому что определить нижнюю планку капитала сложно. Почему 180 млн, потому что когда курс доллара был около 30, было удобно на него умножать. Регулятору трудно иметь дело с небольшими организациями. Регулятору невозможно проконтролировать деятельность нескольких сотен организаций. У нас более 1000 банков. Их нельзя все проверить, а регулятор несет за них ответственность. Поэтому регулятор эффективно заинтересован, чтобы количество единиц было уменьшено, чтобы их можно было всех пригласить [на встречу]. Общественные организации тоже по объективным причинам хотят, чтобы [банков] было больше. Чтобы они платили членские взносы.
По поводу капитализации и спасения банковской системы. 18 банков сейчас находятся в АСВ под процедурой санации, в том числе была введена процедура частичной санации, когда часть обязательств переходит частным организациям. Три банка ее проходят.
Ответы на вопросы:
– Предусматривает ли обмен облигаций на привилегированные акции возврат на круги своя?
– Предусматривает. У нас нет заинтересованности в национализации банковской системы. Это инструмент временный. Облигации 10-летние. Если привилегированные акции перейдут к ЦБ, а потом обыкновенные, это отдаленная процедура, но потом будет процедура приватизации.
– Как можно дискутировать с Минфином, какие площадки для этого есть у Минфина?
– Минфин напрямую не является регулятором рынка ЦБ. Для профучастников – приходите в кабинет 407, подискутируем на любую тему.
– Почему вы блог не ведете, как наш президент?
– Если чиновник активно участвует в дискуссии, то когда он делом занимается? У меня на это времени нет. Обычно дискуссии в блогах не всегда конструктивны и даже не всегда содержательны. В каждом ответе вы не приведете все аргументы.
Сергей Пахомов, Председатель Москомзайма: Минфин запрещает регионам выпускать еврооблигации в иностранной валюте, но нормально относится к облигациям в рублях. Зачем дискредитировать свой собственный рынок?
– Я не очень понял вопрос, с точки зрения дискредитации. Вы можете выпускать бумаги внутренние и внешние. Инвесторы, когда принимают инвест-решения, не в первую очередь смотрят на механизм регуляции в случае не способности эмитента платить. Юридические тонкости тут будут вторичны. Если вы сомневаетесь в надежности облигаций Москвы, что странно, то давайте подумаем, как обнадежить инвесторов.
(Выступление на VI Федеральном инвестиционном форуме)
«Регулятор эффективно заинтересован, чтобы количество банков было уменьшено»
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...