«Сейчас, когда идет отчаянная борьба за общественный контроль над распределением продуктов и за то, чтобы лишить спекулянтов возможности фантастически взвинчивать цены на остатки продовольствия, все большие рынки Петрограда также закрыты. Прогуливаться по улицам при закрытых магазинах кажется совершенно нелепым занятием».
Герберт Уэллс. «Россия во мгле»

Когда две с половиной недели назад я только собралась в отпуск, как раз утихли подмосковные пожары и только-только начали разгораться паникерские настроения вокруг растущих цен на молоко, хлеб, бакалею, а из магазинов стала исчезать гречка. Признаться, я не воспринимала все это всерьез и совсем не верила в перспективы дефицита. И каково же было мое удивление, когда по возвращении снова отовсюду неслось нечто истероидное на тему отсутствующей гречки и роста цен на продукты. Вчера, 9 сентября, на одной из главных в году «сходок» ритейлеров Retail Business Russia присутствовали представители практически всех ключевых сетей страны. Конечно же говорили преимущественно о ценах на продукты и, по большому счету, одно и то же. Если обобщить, получается, что, во-первых, августовскую панику посеяли поставщики. А во-вторых, некоторые из них, особо недобросовестные, взвинчивали цены или придерживали свои запасы в расчете на еще больший рост цен. Но, дескать, сейчас все постепенно входит в нормальное русло и до конца года рынок стабилизируется. Те из поставщиков, кто хотел поднять цены, уже сделали это, а сейчас дело непосредственно за самими ритейлерами. Которые, как рассказал мне представитель X5 Retail Group, отчаянно торгуются и пытаются умерить аппетиты зарвавшихся поставщиков или ищут альтернативные варианты с импортом. Повторюсь, так говорят представители розницы. Они же предрекают, что сумеют сдержать инфляцию в рамках своих сетей. И это несмотря на экстремальное лето и то, что вступил в силу закон о торговле. А ведь когда его принимали, представители розничных сетей в один голос уверяли, что закон вредный, приведет к сокращению ассортимента и росту цен. Видимо, после нервного августа эти соображения отступили на второй план, и современную розницу вновь, как в разгар кризиса, стали наделять уникальными антиинфляционными свойствами. По словам главы X5 Retail Group Льва Хасиса, в августе 2010 г. инфляция в стране была 5%, а в крупных торговых сетях она не превысила 1–2%. Член совета директоров российского AuchanЛюдовик Олинье, рассказал мне, что и по итогам 2010 г. ждет, что общий рост цен в его сети вряд ли превысит 2%, при том, что официальный прогноз российской инфляции находится в пределах 6–7%. В начале августа мне прислали уведомления нескольких поставщиков «молочки», бакалеи и хлеба, в которых они информировали розницу об увеличении отпускных цен на 10–25%. Сейчас, когда массовое повышение цен поставщиками уже прошло свой пик, можно понять, на что соглашаются ритейлеры. По словам Олинье, у поставщиков Auchan в августе цены выросли на молоко на 10%, на муку – на 17%, на гречку – на 25%. Хочу заметить, что, если не брать примеры, когда поставщики стали бросаться в крайности, на столько они и рассчитывали поднять цены изначально. Сам же Auchan, как сказал Олинье, будет снижать свою наценку по этим продуктам, чтобы повышение не было очень резким. Чтобы не гадать о том, каким в итоге получится повышение цен в магазинах, можно посмотреть, как розница реагировала на резкий скачок отпускных цен на молоко в конце 2007 г., когда стоимость молока у производителей выросла с 8,5 руб. до 19 руб. за кг, вспомнила аналитик «Союзмолока» Татьяна Рыбалова. При этом розничные цены на молоко за тот период выросли на примерно с 22–25 руб. до 30–35 руб. Сейчас, по словам Рыбаловой, подавляющее большинство производителей договорились держать цены в пределах 11–15 руб. за кг. Правда, по данным нашего последнего мониторинга цен, молоко в московской рознице стоит 28–40 руб. Лучше всего проследить как реагирует розница на ежегодные скачки цен можно, наверное, с сахаром. По данным ведущего эксперта ИКАР по рынку сахара Евгения Иванова, ежегодно в августе–сентябре происходит рост оптовых цен на сахар, поскольку сырцовый сахар заканчивается, а свекловичный еще не поступает на рынок в достаточных объемах. При этом розница на изменения оптовых цен реагирует с опозданием и нелинейно: поднимает цены быстро и с запасом по отношению к опту, а на снижение реагирует медленно, с запаздыванием. Кроме того, при растущих оптовых ценах розничная наценка в последние пять лет снижалась до 27–35%, при падающих она увеличивалась до 55–57%, что несколько сглаживает скачки цен на оптовом рынке. К примеру, цены на белый сахар росли с декабря 2008 г. по август 2009 г. с $570 до чуть более $800 за тонну, то есть почти в полтора раза. А розничные цены на сахар по данным Росстата за тот же период изменились уже не так значительно, с примерно $0,8 до $1 за кг. Уж не знаю, насколько в долгосрочной перспективе ритейлеры способны противостоять инфляции, по крайней мере, в случае с сахаром цены в рознице только росли год от года вместе с оптовыми. Но в случае с последними повышениями цен поставщиками наверняка пропорционального роста цен в магазинах мы не увидим и в сентябре–октябре. Даже если бы в рознице этого и захотели. Тем более, что власти уже спрогнозировали инфляцию на этот год в пределах 7,5% (в 2009 г. она была 8,8%, в 2008 г. – 13,3%, в 2007 г, – 11,9%). Вот и управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко рассказывает, что сейчас чиновники не спускают торговцам попыток поднимать цены следом за поставщиками. Наверное, лучше снизить маржу, нежели дожидаться, когда чиновники возьмутся всерьез за регулирование цен. А то как бы не получилось так, как когда-то описывал Уэллс: «Магазины в Петрограде имеют самый жалкий и запущенный вид. Краска облупилась, витрины треснули, одни совсем заколочены досками, в других сохранились еще засиженные мухами остатки товара; некоторые заклеены декретами; стекла витрин потускнели, все покрыто двухлетним слоем пыли. Это мертвые магазины. Они никогда не откроются вновь».