В этом году исполняется пять лет новому российскому государственному празднику 4 ноября – Дню национально единства. Этот праздник до сих пор вызывает самые противоречивые чувства. 

Я совершенно уверен, что своего рода «идеологической» подоплекой данного праздника является конструктивизм: вера кремлевского руководства в то, что они могут создать любой политический, идеологический конструкт. Что можно одним росчерком пера убрать один праздник с примерно 80-летней традицией, из недр истории выбрать любую дату и объявить, что отныне это – главный государственный праздник. Более того, на полном серьезе ожидать, что сразу же страну захлестнет волна искренней радости от процесса празднования. Забавный парадокс: при практически полном отсутствии конкурентной публичной политики присутствует какая-то тотальная вера во всесилие политических технологий.

Расчет создателей данного праздника был прост. Это было стремление отобрать у коммунистов «красный день календаря» 7 ноября и на его месте придумать что-то государственно-патриотическое, с уклоном на выражение лояльности власти. По каким-то причинам была выбрана возможная дата изгнания поляков из Москвы в 1612 году; возможно, авторы праздника просто сверяли свои задачи с «Википедией». Почему тогда не 1582 год: «Ермак в сражении на Чувашем мысу разбивает сибирского хана Кучума», или вообще 5 ноября 1917 года: «Патриарх Тихон избран первым за двести лет патриархом Московским и всея Руси»? Державно, патриотично, связано с православием. 

Реальность оказалась несколько сложнее, чем представления кремлевских политтехнологов. Во-первых, спустя пять лет оказалось, что большинство россиян с трудом понимает, что это за дата – 4 ноября. 48% не знают название праздника, 66% этот день праздником не считают. Во-вторых, оказалось, что легко отобрать праздник у коммунистов, но трудно создать новый. Потенциал конструктивизма как способа изменения политической действительности оказался весьма ограниченным: вычеркнуть одну дату легко, но едва ли возможно нарисовать новую. Иными словами, ломать – не строить. Популярность коммунистов от этого не сильно пострадала, скорее, это еще больше способствовало тому, что в коммунистическом пантеоне фигура Ленина (как вождя Октябрьской революции) стала отходить на второй план по сравнению со Сталиным.

Новый праздник вызывает ощущение сыроватости. Что надо делать в этот день? Что праздновать? Как его праздновать? Фактически, новый праздник был отдан на откуп региональным властям – придумывайте что-нибудь. Наверное, с этим нет проблем в Нижнем Новгороде, Калуге и Москве, но вот в Петербурге, который был основан в 1703 году, нет ни одного места, связанного с 1612 годом. 

Более того, возникли неожиданные побочные эффекты. 4 ноября сразу стало официальным праздником российских националистов всех мастей. Главное событие 4 ноября – это «Русский марш». День народного единства стал прочно ассоциироваться с масштабными националистическими выступлениями под довольно радикальными лозунгами. Вместо контролируемого официозного изъявления лояльности власти, Кремль получил себе новую головную боль: как противодействовать росту радикального национализма. Получился обмен шила на мыло: вместо демонстраций коммунистов появились марши националистов. 

У меня создается впечатление, что в какой-то степени День народного единства стал сходить на нет. Активный формат сменился пассивным: вместо конструирования новых форм празднования сверху власти пытаются не допустить появления таковых снизу, стремясь все же отбить 4 ноября у националистов. 

По аналогии с позднесоветской традицией официальная праздничная дата стала своего рода знаковой датой для выполнения и перевыполнения поручений власти. Если ранее к 7 ноября сдавали заводы и станции метро, то сейчас пока сдают культурные творения. 4 ноября стало официальной датой выпуска государственно-патриотической кинопродукции. В 2007 году – это «1612: Хроники Смутного времени», в 2009 году – «Царь», в 2010 году должна выйти на экраны картина «Брестская крепость», также ожидалось, что произойдет релиз второй части «Утомленных солнцем-2: Цитадель». Однако режиссер Никита Михалков вместо фильма порадовал лишь своим политическим манифестом о просвещенном консерватизме. Наверное, ему стоило подождать пару недель и опубликовать его аккурат к 4 ноября, это было бы логично с его стороны: Смута закончилась, все сословия собрались вокруг своего лидера и избрали его на царство.