Убийство двенадцати человек в станице Кущевская Краснодарского края, какова бы ни была его реальная причина, заставило вспомнить о двух особенностях ведения сельскохозяйственного бизнеса на Юге России. 

Особенность первая: ключевая, наиболее головоломная для фермера задача там состоит в защите своих угодий и себя. Это гораздо критичнее, чем кредиты и аренда, – с ними в разных регионах Юга дело обстоит очень по-разному, но на Кубани, где случилась трагедия, экономические условия для фермеров в целом лучше, чем у многих соседей. А вот посевы погибший глава семьи, как сообщается, по ночам стерег сам. 

Любой путешественник по равнинной части Южного и Северо-Кавказского округов нередко поражается разнице между находящимися рядом селениями: в одном большинство домов добротно и явно небедно обустроены, в другом – мерзость запустения, разбавленная разве что телевизионными тарелками, поставленными на последние деньги ради неистребимых «понтов». Объяснение, которое предлагают таким контрастам сами местные, как правило, одно: вот эти умеют защищаться от краж скота (или нападений на посевы), а эти – нет. Умению или неумению уже могут приписывать разные причины: навыки работы с милицией, степень общинной солидарности и т.п. Для криминальных сюжетов, однако, почва есть и там, где стеречь умеют, и там, где не умеют.

Особенность вторая: сельхозбизнес часто организован по национальному признаку. Традиции казаков и немцев-колонистов, обосновывавшихся близ Кавказа в царские времена, на Кубани подхватили переселенцы 1990-х годов. Среди них немало потомков тех, кто попал при Сталине в число депортированных народов. Вполне естественно стремление вместе селиться, вместе находить рынки сбыта. Однако эхо убийства в Кущевской еще раз показало, как легко всякое заметное событие в этой части России помещается в систему этнических координат: многие местные источники принялись отыскивать национальный след.

Вполне возможно, что по итогам расследования трагедия окажется никак не связанной с этими типичными проблемами кубанского фермерства. Беда в том, что для напоминания федеральным властям о существовании этих проблем потребовалось столь страшное событие. Ведь и без него ясно, что к происходящему на южных полях надо относиться более внимательно. В конце концов, это же житница России, без которой никак не обеспечить продовольственную безопасность, столь часто упоминаемую нашими чиновниками. Кроме того, там ведь до Сочи недалеко, хотя его и пытаются всеми средствами отгородить от «остальной» Кубани.