Тринадцать лет назад бизнес-консультант Джим Коллинз взялся отобрать одиннадцать крупных компаний, которые были настолько хороши, что заслужили честь считаться «великими». Некоторые пассажи его знаменитой книги «Good to Great» («От хорошего к великому») – одного из самых успешных деловых бестселлеров нулевых – затвердели, как догмы марксизма-ленинизма. Автора цитируют президенты промышленных конгломератов, руководители крупнейших интернет-магазинов и банков. Но, быть может, Коллинз писал свое полотно слишком широкими мазками и упустил важные детали? Желание их восполнить читается уже в самом названии книги главного редактора журнала Inc. Бо Берлингема: «Small Giants: Companies That Choose to Be Great Instead of Big» – или «Великие, а не большие» в версии российского издателя.
«Малые гиганты» – это страстно увлеченные своим делом закрытые фирмы с единицами акционеров и десятками сотрудников. Они не грезят масштабами, никуда не торопятся, но, как ни странно, стабильно преуспевают в своих нишах. И в этом им могут позавидовать даже некоторые небожители коллинзовского Олимпа вроде ритейлера Circuit City, не сумевшего пережить последний финансовый кризис.
Бо напоминает, что Коллинз строил свои гипотезы на основе открытых данных о работе публичных компаний. В «Built to Last» («Построенные навечно»), другой его книге о природе долгосрочного успеха, был применен «чуть менее объективный, но все же очень надежный метод отбора» – опрос высшего руководства промышленных компаний из списка Fortune 500 и аналогичного перечня Inc. 500. Каждого менеджера просили назвать до пяти компаний, которые те считали «очень перспективными». Результат не произвел сенсации, считает Бо: «Все 18 представителей итогового списка были известными и очень крупными открытыми акционерными компаниями, которые десятилетиями изучались и широко освещались в деловых СМИ».
С первых страниц собственной книги Бо ясно дает понять, что не хотел искать ключи под фонарем.