Одна из тем книги «Good Boss, Bad Boss», а также некоторых моих старых исследований (см. эту главу про совещания как соревнования статусов) – тот факт, что боссы и другие сотрудники используют совещания для создания и укрепления своего престижа и власти. Это не всегда плохо: например, когда я изучал мозговой штурм в IDEO, то выяснил, что дизайнеры завоевывали авторитет в своей индустрии, следуя именно правилам брейнсторминга – в частности, предлагая множество своих идей и развивая чужие. И когда в процессе мозгового штурма они создавали отличный прототип, их коллеги, как правило, были впечатлены. Соревнование статусов в IDEO было очень функциональным, поскольку не было стереотипа «я выиграл – ты проиграл» – каждого, кто активно участвовал в мозговом штурме, воспринимали как компетентного и конструктивного сотрудника. Кроме того, в конкурсе статусов вознаграждались те люди, кто хорошо делал свою основную работу в рамках IDEO. К сожалению, слишком многие, особенно жадные до власти и недалекие начальники, используют совещания для демонстрации и укрепления своей власти над остальными, причем в итоге страдает как эффективность работы, так и самолюбие их подчиненных. Как я уже показывал, боссы часто не понимают, насколько разрушительно они себя ведут: власть делает людей эгоцентричными, сосредоточенными на собственных потребностях; они ведут себя так, как будто правила к ним не относятся, и совсем не думают о других. История, которую мне рассказали на днях, еще раз напомнила мне об опасностях сволочного поведения со стороны начальников на совещаниях. Это классический случай. Ниже я привожу точный текст письма, присланного мне неким читателем (я только изменил имя босса, чтобы защитить как невинных, так и виновных): Хотел бы рассказать вам о приеме, который мой нынешний дерьмовый босс полюбил применять во время совещаний.
Менеджер, о котором идет речь, не проявляет открытой агрессии, но в то же время он чрезвычайно высокомерен. Он печально известен привычкой писать настолько длинные письма, что никто не мог их читать. (Кроме этого, он – инженер во всех смыслах этого слова.) Мы работаем в ИТ-компании и привыкли начинать рабочую неделю с обсуждения бизнес- и технических вопросов. Эти встречи первоначально занимали час, но потом удлинились до двух часов, а время от времени шли и все три-четыре. Как так получалось? Причиной стала манера Ральфа многословно рассуждать о насущных проблемах и о придурках из головного офиса. Это было просто невероятно: нам редко получалось хоть до чего-нибудь договориться.
Его любимые приемы, однако, были как будто слово в слово взяты из вашей книжки. Он опаздывал минут на 1020 на каждую встречу, а иногда ещё и просто отменял их. Впрочем, иногда он поступал ещё круче. Очень часто, если мы знали, что надо обсудить рабочие вопросы, мы просто начинали собрание без него. Затем он появлялся на час позже, даже не думал извиняться, спрашивал, о чем мы говорили, а потом заставлял нас начать все обсуждение заново. В конце концов, что за встреча без Ральфа? Ведь нам нужно учиться у опытных товарищей, не так ли? Несколько вопросов: – Доводилось ли вам тоже сталкиваться с таким поведением? – Если вы сами начальник, то как вы останавливаете себя от злоупотребления властью, а вместо этого добиваетесь здорового соревнования? – Если ваш начальник на встречах самоутверждается, то что вы можете предпринять, чтобы защитить себя? Оригинал поста.