Долгосрочное планирование – одно из любимых увлечений российских чиновников и политиков. Стратегии до 2020 г., когда страна должна, наконец, прийти к прекрасному будущему, уже есть у отдельных отраслей, регионов, и даже у борьбы с вредными привычками – пьянством или употреблением наркотиков. Вот-вот такой же план обретет Сибирь: стратегия до 2020 г. уже внесена в правительство и ждет подписи премьер-министра (см. документ). В ее доработке участвовали единороссы, что обеспечило ей должный масштаб при некоторой бессистемности: на реализацию нужно 1,5 трлн бюджетных и частных рублей, из них в 2010–2011 гг. – 120–140 млрд руб. Какую долю возьмет на себя государство – не вполне ясно. Но регионы Сибири специально собирали по всем своим необъятным просторам проекты, чтобы включить их в стратегию и потом получить под них финансирование из федерального бюджета. В Сибири есть все возможности для создания высокотехнологичных, энергоэффективных предприятий с высокой производительностью и небольшим числом работников, считает председатель думского комитета по экономполитике и предпринимательству, единоросс Евгений Федоров.

 
Прямая речь

«Именно с Сибири должно начаться становление новой инновационной России»

Председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы, член генсовета «Единой России» Евгений Федоров
о стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г.:
Сибирь – это тот регион, где есть все возможности для создания инновационной экономики. Основой для нее должны стать малолюдные, высокотехнологичные, энергоэффективные производства. В Сибири для их развития есть все условия: прежде всего, это размеры территории. Возможности для создания новых предприятий там просто огромны. Поэтому вопросам развития региона уделяется такое внимание со стороны партии [«Единая Россия»].
Есть четкое понимание, что Сибирь и Дальний Восток должны стать неотъемлемой частью развития экономики страны именно в части создания новых производств, внедрения высоких технологий. Такая цель полностью соответствует стратегии социально-экономического развития России до 2020 г., одна из главных задач которой – модернизация и диверсификация экономики. И именно с Сибири, основываясь на ее возможностях и ресурсах, должно начаться становление новой инновационной России.
 

Главные козыри региона – обширная территория и богатая ресурсная база: есть где создать новые предприятия и обеспечить их сырьем, – говорит он. Регионы выстроились в очередь на пути в светлое будущее. В приложении к стратегии оказалось почти две сотни идей, как сделать Сибирь лучше. Одни проекты уже реализуются, и местным властям нужны федеральные деньги и привлечение частных инвесторов, чтобы их завершить. Другие только готовятся, но опять же нуждаются в бюджетном финансировании и инвестициях. Приоритетных проектов сибирские чиновники насчитали 71, все в разных областях и сферах: от энергетики и транспорта – до туризма и ремонта больниц и филармоний (см. таблицу). Некоторые регионы постарались изобразить модную инновационность. Так, в Кемеровской области местные власти собираются открыть производство высокотехнологичной березовой фанеры, в Иркутской области готовы производить биотопливо и поликристаллический кремний, а в Новосибирской – первые в стране ионные батареи. Замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов объясняет

 
Прямая речь

«Ни в коем случае нельзя делать акцент только на ресурсных возможностях региона»

Замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов
о стратегии развития Сибири до 2020 г.:
Наша задача – соединить разработку сырьевой базы региона и развитие инновационной модели, то есть, ни в коем случае не делать акцент только на ресурсные возможности, но и развивать предприятия нового поколения. В качестве примера могу привести новые лесопромышленные проекты, которые Минпромторг поддерживает в Сибири: все они предусматривают использование нового энергоэффективного оборудования, высокотехнологичные методы переработки древесины. Вот это – реальный шаг к становлению модели, о которой мы сейчас говорим, когда использование конкретного ресурса сопровождается развитием производств, техническим перевооружением, снижением вреда экологии.
Инвестиционная привлекательность проектов очевидна, государство здесь стимулирует спрос либо через обеспечение спроса, через включение конкретных проектов в федеральные целевые программы, либо через госзаказ на продукцию определенных предприятий.
Скажем, производство поликристаллического кремния в Иркутской области соответствует ФЦП развития радиоэлектронной промышленности. То есть, в рамках этой программы спрос на кремний будет поддерживаться и за счет средств, выделяемых из бюджета. Этот проект как раз есть среди 200, представленных регионами в рамках обсуждения стратегии развития Сибири.
Еще один проект, который я бы хотел выделить, – модернизация Алтайского вагоностроительного завода, здесь мы ориентируемся на то, что страна сможет получить продукцию, у которой сейчас есть только импортные аналоги. То есть, на самом деле, инвестиции, вложенные в такой проект, способны очень быстро себя оправдать.
 

, что и фанера может быть инновационной. Минпромторг как раз курирует лесопромышленные проекты (лесопереработка, деревообработка) – все они используют новое энергоэффективное оборудование. Поддержка может быть не только прямой: государство готово обеспечивать спрос на продукцию новых предприятий. А главное – не замыкаться только на ресурсной базе Сибири,все возможности для развития новых производств здесь имеются, отмечает замминистра. На самом деле, все планы развития Сибири можно уложить в несложную схему, состоящую из трех «поясов» – сырьевого, промышленного и агломерационного

 
Прямая речь

«Необходимые инвестиции в регион по нашим расчетам должны составить за 15 лет $200 млрд, треть из которых должно будет вложить государство»

Директор Института региональной политики Булат Столяров
о стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г.:
Если говорить о принципе написания стратегий в целом, то он понятен: нужно определиться с целевыми показателями и методами их достижения. Сейчас проблема в том, что показатели везде используются практически одни и те же, в то время как для любой отдельной отрасли или региона нужен индивидуальный подход. Если мы говорим о региональном аспекте, где-то нужно оценивать влияние на ВРП, планируемый уровень занятости или производства, а где-то и без [этого] можно обойтись прекрасно. Но определенная матрица показателей, она задается изначально, поэтому все мы с ней вынуждены работать.
Что касается конкретной модели развития Сибири, могу сказать о своем видении. Схема проста и основывается на трех «поясах» сверху вниз: сырьевом, промышленном и агломерационном.
Сырьевой «пояс» основан на развитии ресурсной базы региона и вахтовых методах ее разработки. Промышленный – на развитии переработки и полувахтовых методах работы.
Основа агломерационного – расширение экономических связей вокруг 6 крупнейших городов Сибири, рост их населения и коцентрация основной рабочей силы именно в этих агломерациях.
Если говорить об ориентирах, то это, к примеру, увеличение численности населения этих 6 городов на 40% к 2010 г. Агломерации должны стать своеобразным каркасом, поддерживающим развитие региона. А инвестпроекты должны быть не просто собраны в какой-то список, а распределены внутри трех поясов, с определением приоритетов финансирования.
Необходимые инвестиции в регион по нашим расчетам должны составить за 15 лет $200 млрд, треть из которых должно будет вложить государство. Не хочется никого критиковать, но честно скажу, эта модель нашла лишь частичное отражение в том проекте стратегии, который существует сейчас.
 

, говорит директор «Института региональной политики» Булат Столяров. Огромная территория – огромной территорией, но всю экономику региона можно строить на «каркасе» из 6 городских агломераций: нужно стремиться к увеличению численности 6 крупнейших городов Сибири (Новосибирск, Красноярск, Томск, Омск, Иркутск, Кемерово) и концентрации в них рабочей силы. Ресурсный же потенциал лучше осваивать вахтовым путем, считает эксперт. Что касается необходимых инвестиций в регион, они, по оценке Столярова, в ближайшие 15 лет должны составить $200 млрд, треть этой суммы придется выложить государству. Готово ли оно к таким тратам, выяснится в ближайшее время, но, похоже, легко этот вопрос, в отличие от разговоров об инновациях, чиновникам не дается. Ведь не меньшие вложения понадобятся и в еще один стратегический, но проблемный регион, – Дальний Восток. С описанием угроз его потери и вариантами спасения авторы справились еще в прошлом году, но сколько на это понадобится денег, и где их взять, чиновники не могут решить до сих пор. Обсудить стратегию собирались на самом высшем уровне: на вторник в Красноярске была запланирована специальная межрегиональная партийная конференция «Единой России». Поучаствовать в ней собирался и лидер партии Владимир Путин. Но из-за трагических событий в московском метро премьер, едва приземлившись, спешно покинул Красноярск, а единороссы приняли решение перенести конференцию и обсуждение стратегии на 9 апреля в Новосибирск.

Что нужно построить в Сибири,
чтобы привести ее к светлому будущему

Алтайский край
Первоочередные проекты федерального значения
Развитие особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» ( 2007–2027 гг., федеральный и региональный бюджет, частные инвестиции)
Первоочередные проекты регионального значения
Создание игорной зоны «Алтайская монета» (2008–2018 гг., частные инвестиции), строительство северного обхода Барнаула (2010–2017 гг., федеральный и региональный бюджет),
реконструкция аэропортового комплекса г.Бийск (2010–2011 гг., федеральный и региональный бюджет, частные инвестиции),
организация производства ячеистого бетона в Барнауле (2010–2011 гг., частные инвестиции),
модернизация и увеличение мощности предприятия по производству цемента в Заринском районе (2011–2012 гг., частные инвестиции)
Бурятия
Первоочередные проекты федерального значения
Ремонт автодороги Улан-Удэ–Кяхта–граница с Монголией (2011–2015 гг., федеральный бюджет),
реконструкция автодороги «Байкал» (2014–2018 гг., федеральный бюджет),
особая экономическая зона «Байкальская гавань» (2007–2027 гг., федеральные и региональные средства, частные инвестиции)
Первоочередные проекты регионального значения
Строительство многофункционального физкультурно-оздоровительного комплекса в Улан-Удэ (2008–2011 гг., федеральный и региональный бюджет),
строительство Центра восточной медицины в Улан-Удэ и развитие его филиалов в районах Бурятии (2008–2010 гг., федеральный и региональный бюджет),
реконструкция республиканской клинической больницы им. Семашко (2008–2017 гг., федеральный и региональный бюджет),
строительство детской республиканской клинической больницы в Улан-Удэ (2008–2017 гг., федеральный и региональный бюджеты),
реконструкция Бурятского государственного академического театра оперы и балета (2008-2011 гг., федеральный и региональный бюджеты),
реконструкция Национальной библиотеки республики Бурятия для размещения филиала президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (2008–2011 гг., федеральный и региональный бюджет)
Забайкальский край
Первоочередные проекты федерального значения
Строительство железнодорожной линии Нарын–Лугокан (2007–2011 гг., федеральный бюджет, частные деньги),
строительство мостового пограничного перехода через реку Амур с подъездами к федеральной трассе Чита–Хабаровск и подъездной дорогой от поселка Амазар (2011–2012 гг., федеральный бюджет, частные инвестиции, в том числе китайские),
строительство схемы выдачи мощности энергоблока Харанорской ГРЭС (2010–2012 гг., частные ивестиции),
подвеска второй цепи воздушных линий электропередачи (ВЛ) Тында–Чара и строительство второй цепи ВЛ 220 кВ Чара–Тында (2011–2015 гг., частные инвестиции),
Забайкальский преобразовательный комплекс на подстанции Могоча (2010–2012 г., частные инвестиции),
освоение полиметаллических месторождений на юго-востоке Забайкальского края (2011–2015 гг., частные инвестиции),
освоение Удоканского месторождения меди (2008–2020 гг., частные инвестиции),
Первоочередные проекты регионального значения
Газификация населенных пунктов края (2011–2015 гг., региональный бюджет, частные инвестиции)
Красноярский край
Первоочередные проекты федерального значения с привлечением бюджетных средств
Строительство железнодорожной линии Карабула–Ярки в Богучанском районе (2007–2010 гг., федеральный бюджет, частные инвестиции), строительство моста через Ангару на автодороге Богучаны–Юрубчен–Байкит (2007–2010 гг., федеральный бюджет, частные инвестиции),
развитие Красноярского международного аэропортового узла ( 2010–2013 гг., федеральный бюджет),
достройка (2006–2015 гг.) Богучанской ГЭС и строительство схемы выдачи мощности (2007–2012 гг., федеральный бюджет, частные инвестиции),
развитие Сибирского федерального университета (2007–2012 гг., федеральный и региональный бюджет, частные инвестиции), производство космических аппаратов для системы ГЛОНАСС (2009–2015 гг., федеральный бюджет, частные инвестиции),
создание портовой особой экономической зоны (2010–2022 гг., федеральный бюджет и региональный бюджет, частные инвестиции),
строительство Железногорской ТЭЦ (2006–2010 гг., правительство США – в рамках соглашения Минатома России и Министерства энергетики США от 2003 г.)
Первоочередные проекты федерального значения на частные деньги
Строительство Мотыгинской (2006–2018 гг.) , Эвенкийской (2009–2020 гг.) и Нижне-Курейской ГЭС (2009–2014 гг., все – внебюджетные источники),
разработка Куюмбинского нефтяного месторождения, включая строительство системы трубопроводов (2010–2022 гг., частные инвестиции),
освоение Ванкорского нефтегазового месторождения ( 2004–2015 гг., частные инвестиции), освоение Юрубчено–Тохомской группы (2000–2022 гг., частные инвестиции),
расширение Олимпиадинского ГОКа, освоение золоторудных месторождений «Благодатное» и «Титимуха» (2007–2012 гг., частные инвестиции),
увеличение добычи и переработки свинцово-цинковых руд Горевского месторождения (2007–2012 гг.),
освоение медно-никелевых месторождений Кингашского рудного узла (2008–2018 гг.), развитие газификации и газопереработки в крае (2007–2030 гг.),
освоение Собинского и Пайгинского нефтегазоконденсатных месторождений (2009–2020 гг.),
освоение Сузунского нефтегазового и Тагульского нефтегазоконденсатного месторождений ( 2010–2020 гг.),
строительство Богучанского алюминиевого завода (2007–2011 гг.) и Богучанского лесопромышленного комплекса (2007–2013 гг.),
создание инновационного кластера солнечной энергетики (2009–2020 гг.),
Первоочередные проекты регионального значения с привлечением бюджетных источников
Развитие природного парка «Ергаки» (2008–2020 гг., федеральный и региональный бюджет, частные деньги),
создание Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии (2006–2010 гг., федеральный и региональный бюджет),
строительство Перинатального центра в Красноярске (сроки будут уточнены, федеральный и региональный бюджет),
реконструкция краевого онкологического диспансера им. Крыжановского (2009–2017 гг., региональный бюджет),
реконструкция Красноярской краевой филармонии (2007–2010 гг., федеральный и региональный бюджет),
строительство в Красноярске метрополитена (2011–2014 гг., федеральный и региональный бюджет),
ремонт и строительство участков трассы Канск–Абан–Богучаны–Кодинск (2007–2010 гг., федеральный бюджет, частные инвестиции)
Первоочередные проекты регионального значения на частные деньги
Строительство нового энергоблока Красноярской ТЭЦ-3 (2007–2011 гг.),
строительство лесохимического комплекса «Ангара Пейпа» (2007–2020 гг.) и модернизация лесоперерабатывающего производства в Енисейском районе (2008–2013 гг.),
строительство фанерного комбината в Сосновоборске (2006–2010 гг.),
развитие деревоперерабатывающего производства в Минусинском районе (2009–2015 гг.) и г. Красноярск (2010–2012 гг.)
Омская область
Первоочередные проекты федерального значения с привлечением бюджетных средств
Строительство международного аэропорта «Омск-Федоровка» (2010–2012 гг., региональный бюджет, частные инвестиции),
строительство подстанции «Прибрежная» (2007–2010 гг., федеральный бюджет, региональный бюджет, частные инвестиции),
Первоочередные проекты федерального значения на частные деньги
Строительство Омской ТЭЦ-6 (2010–2020 гг.),
строительство подстанций «Восток-Ишим» (2010–2012 гг.), «Кировская» (2007–2013 гг.) и «Кристалл» (2007–2012 гг.),
строительство кабельной линии «Московка–Октябрьская–Северо-Западная» (2008–2013 гг.)
Первоочередные проекты регионального значения с привлечением бюджетных источников
Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш (2005–2014 гг., федеральный и региональный бюджет),
строительство трассы Тобольск–Тара–Томск (2010–2015 гг., региональный бюджет),
строительство северного обхода Омска (2002–2025 гг., региональный бюджет),
строительство омского метрополитена (2008–2016 гг., федеральный и региональный бюджет),
строительство комплекса глубокой переработки сельхозпродукции «Омский агропромышленный кластер» (2008–2014 гг., региональный бюджет, частные инвестиции)
Первоочередные проекты регионального значения на частные деньги
Строительство газопровода-отвода к ГРС-29 в Омске (2010–2016 гг.), реконструкция Омской ТЭЦ-3 (2010–2012 гг.)
Томская область
Первоочередные проекты федерального значения с привлечением бюджетных средств
Создание нового межрегионального автодорожного маршрута Пермь–Ивдель–Ханты-Мансийск–Сургут–Нижневартовск–Томск (2008–2020 гг., федеральный и региональный бюджет),
создание в Томске особой экономической зоны технико-внедренческого типа (2006–2025 гг., федеральный бюджет, региональный бюджет, частные инвестиции) и национального исследовательского института ресурсоэффективных технологий ( 2009–2019 гг., федеральный бюджет, частные инвестиции)
Первоочередные проекты федерального значения на частные деньги
Строительство Северской АЭС (2010–2017 гг.),
Первоочередные проекты регионального значения
Строительство двух энергоблоков на угольном топливе на Томской ТЭЦ-3 (2011–2016 гг., частные деньги), строительство студенческого кампуса (2010–2015 гг., федеральный бюджет),
Консорциум университетов и научных организаций Томской области (2010–2015 гг., федеральный бюджет, частные инвестиции),
производство глиоксаля, наносорбентов и биологически активных веществ (2010–2014 гг., 2007–2012 гг. и 2010–2015 гг., все – федеральный бюджет и частные инвестиции),
разработка технологии получения полуфабрикатов и медицинских имплантантов из титана (2007–2012 гг., федеральный бюджет),
реконструкция аэропортового комплекса Богашево в Томске (2009–2012 гг., региональный бюджет, частные деньги),
создание перинатального центра (2010 г., федеральный и региональный бюджет)
Иркутская область
Первоочередные проекты федерального значения с привлечением бюджетных средств
Строительство трассы «Вилюй» (2010–2015 гг., федеральный бюджет),
создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (2007–2026 гг. – ОЭЗ «Ворота Байкала», 2010–2015 гг. – горнолыжный курорт «Гора Соболиная», федеральный и региональный бюджет, частные инвестиции)
Первоочередные проекты федерального значения на частные деньги
Развитие газотранспортной системы области (2010–2020 гг.), строительство Тайшетского алюминиевого завода (2010–2013 гг.),
строительство первого в России крупномасштабного комплекса по производству поликристаллического кремния и и моносилана (2010–2013 гг.)
Первоочередные проекты регионального значения с привлечением бюджетных источников
Инфраструктурный комплекс «Нанотехнологический центр Иркутской области» (2010–2015 гг., федеральный бюджет, частные инвестиции)
Первоочередные проекты регионального значения на частные деньги
Организация производства биотоплива из возобновляемых непищевых источников (2011 г.),
строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в п. Новая Игирма Нижнеилимского района мощностью 500 000 куб. м. в год (2010 г.), организация производства биотоплива (2008–2013 гг.),
организация производства клееной большеформатной хвойной фанеры объемом 100 000 куб.м. в год (2011 г.)
Хакасия
Первоочередные проекты федерального значения на частные деньги
Воссоздание производственных мощностей Саяно-Шушенской ГЭС (2009–2014 гг.),
воздушная линия электропередач Алюминиевая–Абаканская–Итатская (2010–2012 гг.) и Бея–Аскиз (2009–2010 гг.),
подстанция «Степная» со строительством второй ВЛ Бея–Степная (2010–2012 гг.)
Первоочередные проекты регионального значения с привлечением бюджетных источников
Комплексное развитие рекреационной зоны природного парка «Ивановское озеро» (2010–2011 гг., региональный бюджет, частные инвестиции), развитие туризма на озерах Ширинского района (2010–2016 гг., региональный и муниципальный бюджет, частные инвестиции),
реконструкция аэропортового комплекса г. Абакан (2010–2013 гг., федеральный и региональный бюджет, частные инвестиции)
Первоочередные проекты регионального значения на частные деньги
Промышленное освоение Давыдовского месторождения известняков и Сухоозерского месторождения глин, строительство цементного завода мощностью 1 млн т. цемента в год (2006–2015 гг.),
разработка и выход на промышленную добычу углеводородного сырья Ново-Михайловского месторождения (до 2016 г.),
промышленное освоение Обладжанского месторождения фосфоритов (2009–2012 гг.)
Кемеровская область
Первоочередные проекты федерального значения с привлечением бюджетных средств
Отсутствуют
Первоочередные проекты федерального значения на частные деньги
Строительство и эксплуатация электротехнологического комплекса по производству полукокса, электрической и тепловой энергии в г.Ленинск-Кузнецкий (2010–2012 гг.),
строительство подстанции «Кузбасская» (2009–2011 гг.),
создание энерготехнологического угольного кластера «Серафимовский» с глубокой переработкой угля (2009–2018 гг.)
Первоочередные проекты регионального значения с привлечением бюджетных средств
Отсутствуют
Первоочередные проекты регионального значения на частные деньги
Строительство нефтеперерабатывающего завода в Яйском районе (2007–2013 гг.),
освоение марганцевых ресурсов Кузбасса (2008–2010 гг.),
создание опытно-промышленной станции по подземной газификации угля для производства тепловой и электроэнергии, г. Прокопьевск (2010–2011 гг.),
создание Анжеро-Судженского фанерного комбината – производство высокотехнологичной березовой фанеры (2009–2010 гг.),
строительство Учуленского цементного завода (2008–2012 гг.)
Новосибирская область
Первоочередные проекты федерального значения с привлечением бюджетных средств
Строительство Новосибирского технопарка в Академгородке (2006–2014 гг., федеральный и региональный бюджет, частные инвестиции).
Создание первого в России производства ионных батарей (2010–2015 гг., федеральный бюджет)
Первоочередные проекты федерального значения на частные деньги
Отсутствуют
Первоочередные проекты регионального значения с привлечением бюджетных средств
Создание промышленно-логистического парка на территории муниципального образования «Толмачевский сельсовет» (2007–2025 гг., федеральный и региональный бюджет),
модернизация и расширение производства наночернил и оборудования для высокотехнологичных видов цифровой печати (2010–2015 гг., федеральный бюджет, частные инвестиции)
Тыва
Первоочередные проекты федерального значения
Достройка ВЛ Шагонар–Кызылская и реконструкция ВЛ Чадан–Шагонар с реконструкцией подстанций и линий связи
Первоочередные проекты регионального значения
Освоение Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд (2007–2015 гг., частные инвестиции), разведка и добыча меди, молибдена и попутных компонентов на Ак-Сугском медно-порфировом месторождении (2008-2014 гг., частные инвестиции)
Республика Алтай
Первоочередные проекты федерального значения
Особая экономическая зона «Алтайская долина» (2010–2014 гг., федеральный и региональный бюджет, частные инвестиции)
Строительство и ремонт автодороги «Чуйский тракт» до границы с Монголией (2010–2012 гг., федеральный бюджет)
Первоочередные проекты регионального значения
Реконструкция аэропорта «Горно-Алтайск» (2010–2011 гг., деньги федерального и регионального бюджетов, а также частные),
строительство всесезонного горнолыжного комплекса «Манжерок» (2010–2014 гг., частные деньги),
строительство гостиничного комплекса «Алтай-Resort» и санаторно-курортного комплекса «Алтай-West» (2010–2014 гг., частные деньги),
создание санаторно-курортного комплекса «Неопант-Чемал» (2010–2012 гг, частные деньги)