Законопроект о «черных списках» интернет-сайтов принят во втором чтении спустя всего месяц после внесения его в Госдуму, сегодня же он будет рассмотрен в третьем чтении. Инициаторы рассчитывают, что закон вступит в силу с 1 января 2013 года. Законопроект уже раскритиковала представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович за непрозрачность процедур, исключение суда из процесса принятия решений о блокировке сайтов и неясные критерии отнесения информации к категории запрещенной. В знак протеста против очередного наступления цензуры русскоязычная «Википедия» на время прекратила свою работу, вывесив баннер «Представьте себе мир без свободных знаний», поисковик «Яндекс» на следующий день изменил свой слоган, зачеркнув в фразе «Найдется все» слово «все». Для авторов законопроекта, а также Минкомсвязи и представителей силовых органов, давно продвигавших аналогичную идею, по-видимому, именно такой мир представляется комфортным и понятным. Очевидно, что уже в самое ближайшее время возможность внесудебной блокировки доступа к интернет-ресурсам будет закреплена на уровне федерального закона. Ключевое положение рассматриваемого законопроекта – создание единого реестра сайтов в сети интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории России. Предполагается, что правительство определит орган исполнительной власти, который в свою очередь сможет назначить некую некоммерческую организацию-оператора реестра сайтов, содержащих «неправильную» информацию. Причем все действия, связанные с ведением реестра и использованием информации из него, будут также установлены правительством. Никакого конкурса или хотя бы механизма учета общественного мнения при назначении оператора реестра не предусмотрено. Взаимодействие оператора с органами власти также, скорее всего, будет осуществляться по принципу «черного ящика». Оператором реестра, по-видимому, станет какая-либо околовластная организация вроде Лиги безопасного интернета, а попадание в реестр будет автоматически означать блокирование ресурса. Законопроект предусматривает две категории информации, доступ к которой будет закрываться на основании данных реестра. Сайты, содержащие порнографические изображения несовершеннолетних, а также пропаганду наркотиков и самоубийств, будут блокироваться по решению уполномоченного органа исполнительной власти. Сайты с иной запрещенной информацией – по решению суда. Владельцу интернет-сайта будет предложено в течение суток удалить контент, вызвавший претензии оператора реестра, а в случае невыполнения данного требования сайт будет заблокирован. Да, законом предусмотрена возможность обжаловать в суде решение о включении сайта в реестр. Однако, если блокирование доступа осуществляется в течение нескольких суток, то добиваться отмены незаконного решения, возможно, придется месяцами. Решение УФСКН по Москве, по требованию которого был заблокирован сайт Фонда им. Андрея Рылькова, обжалуется уже в течение почти четырех месяцев, а конца тяжбе не видно. Очевидно, что создавая механизм, позволяющий мгновенно ограничить права граждан на получение и распространение информации, правовое демократическое государство обязано предоставить этим гражданам не менее эффективный способ защитить свои права. Речь, к сожалению, идет явно не о России. В законопроекте полно противоречий и терминов, допускающих произвольное применение ограничительных норм. Кого понимать под «владельцем сайта» – лицо, определяющее порядок опубликования информации, или того, кто имеет техническую возможность сделать это? Что такое «информация, побуждающая к совершению действий, представляющих угрозу жизни и здоровью»? Призыв выйти на акцию протеста в наше время явно представляет угрозу здоровью в виде риска получить полицейским ботинком по животу. Каким образом хостинг-провайдер должен уведомить владельца сайта о том, что на его странице кто-то обнаружил «запрещенную информацию»? А ведь от ответов на эти вопросы зависит, будет ли доступ к сайту (который, к слову, может оказаться средством массовой информации, обладающим по закону особым статусом) закрыт, а владелец сайта привлечен к ответственности. Авторы и защитники законопроекта называют его противников «педофильским лобби», лицемерно не упоминая того, что основную критику вызывают юридически неграмотные формулировки и сама идея возможности ограничения одного из фундаментальных прав человека без четко прописанных процедур и судебного решения. Аргументация по принципу «все, кто против, – педофилы, извращенцы и иностранные агенты» лишний раз показывает отсутствие разумных доводов в пользу закона. В принципе, факты произвольного блокирования сайтов в России отмечались и ранее. Достаточно вспомнить измененные правила регистрации доменов в зонах .RU и .РФ (за последние месяцы они помогли «органам» прикрыть как минимум четыре интернет-ресурса: упомянутый сайт Фонда им. Андрея Рылькова, сайт fsb21.ru, созданный чувашским активистом Дмитрием Каруевым, порталы compromat.ru и moscow-post.ru). Кроме того, органы прокуратуры нередко обращались к провайдерам с требованиями заблокировать по IP-адресу доступ к тем или иным ресурсам под предлогом борьбы с экстремизмом или нелегальным игорным бизнесом. Однако впервые в истории России возможность внесудебного ограничения свободы распространения информации в интернете будет подтверждена не на уровне правил, принятых некоммерческой организацией, или распоряжения органа исполнительной власти, а федеральным законом. Происходит это ровно спустя полгода после того, как российская делегация заблокировала принятие Декларации о фундаментальных свободах в цифровой век на саммите ОБСЕ в Вильнюсе. Документ, в частности, устанавливал, что принудительное блокирование целиком сайтов, IP-адресов, портов, сетевых протоколов или отдельных разновидностей интернет-ресурсов (например, социальных сетей) представляет собой крайнюю меру. Очевидно, что крайняя мера не может применяться произвольно, на основании только непонятно как принятого решения некой организации с неясным статусом и органа исполнительной власти. В пояснительной записке к законопроекту указано, что «российское законодательство в части принудительного блокирования интернет-страниц, содержащих информацию, распространение которой запрещено, существенно отстает от лучших мировых аналогов». Не сомневаюсь, что с принятием законопроекта такое отставание многократно возрастет. Наступление на свободу выражения мнения в России в последние месяцы развивается сразу по нескольким направлениям: различные ограничения для лиц, осужденных за экстремизм, ddos-атаки на оппозиционные ресурсы и взломы аккаунтов активистов и адвокатов, ужесточение закона о митингах, введение статуса «иностранных агентов» для НКО, пятнадцать суток за распространение «экстремистских» ссылок, возвращение уголовной ответственности за клевету, теперь «черные списки». В таком контексте очевидно, что законопроект направлен не столько на распространителей детской порнографии, сколько на то, чтобы создать еще один механизм репрессии в отношении недовольных властью. Лето – время затишья, однако осенью можно с уверенностью прогнозировать массовые блокировки неугодных интернет-ресурсов, и, как следствие, миграцию их на независимые от российских властей хостинги, а также распространение прокси-серверов, анонимайзеров и различных средств кибербезопасности.
Свобода от информации
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Осенью можно с уверенностью прогнозировать массовые блокировки неугодных интернет-ресурсов и, как следствие, миграцию их на независимые от российских властей хостинги, а также распространение прокси-серверов, анонимайзеров и различных средств кибербезопасности
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...