Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Сергей Вдовин
Сегодня правительство одобрило законопроект «Об образовании», который вчера обсуждали на заседании «Открытого правительства». Реализация нового варианта закона потребует дополнительных 16 миллиардов рублей на повышение зарплат педагогов, повышение стипендий и перераспределение полномочий в сфере образования. В ближайшие семь дней правительство будет дорабатывать закон, но общее направление реформы уже понятно, – говорит Алексей Ситников, глава департамента международного сотрудничества фонда «Сколково», присутствовавший на вчерашней встрече. Алексей Ситников, Вице-президент по Управлению и развитию Сколковского института науки и технологий Законопроект никогда не может быть до конца доработан. В нем всегда будут плюсы и минусы, в зависимости от того, чье мнение вы спросите. Есть альтернативный законопроект, который подготовила КПРФ. Поэтому, здесь можно говорить не столько о законопроекте, сколько о векторе. Вектор, задаваемый и поддерживаемый нынешним законопроектом, однозначно говорит о том, что отменять ЕГЭ не нужно, а напротив, стоит его развивать и совершенствовать. Также не стоит уходить от Болонской системы, нужно заниматься не локализацией, а интеграцией нашей образовательной платформы до уровня европейских и мировых университетов. Отсюда и акцент на вещи, которые стимулируют именно эти интеграционные процессы. Законопроект говорит и о модернизации образования, и о важности дополнительного образования, и о том, что нужно дальше совершенствовать технологии, применяющиеся в образовании. Он не говорит о таких вещах, которые были бы оригинальными или не имели успешной практики где-то в мире. Просто нужно понимать, что закон – это всего-навсего предписание, это некие правила. Важнее самого закона – практика его применения и использования. Как сказал на заседании «Открытого правительства» премьер-министр Дмитрий Медведев, этот законопроект уже довольно взрослый. В общественном пространстве он обсуждается с конца 2010 года. Очень активно это происходит последнее время. Но важнее то, каким образом закон будет применяться на практике. Поэтому я думаю, что сегодня закон будет внесен в Государственную думу, где будет подвергнут еще одному обсуждению, уже непосредственно с участием депутатов, в том числе и депутатов, которые вносят альтернативный законопроект. И в этом случае важнее получить правила, а потом заниматься их совершенствованием и исполнением. Вторая часть встречи выходила за рамки обсуждения законопроекта. Как сказал премьер-министр, мнение об образовании имеют все. Образование и здравоохранение – такие сферы, где каждый высказывается и считает свое мнение экспертным. Обсуждение в рамках «Открытого правительства» можно действительно назвать экспертным. На заседании собрались люди, которые имеют непосредственное отношение к образованию, с точки зрения либо создателей образовательных программ, либо потребителей этих услуг. Смолин высказался о том, что на образование не нужно смотреть как на услугу, нужно смотреть на него как на творчество, часть жизни. Представитель фармацевтической компании «R-Pharm» в споре с ним говорил о том, что, с точки зрения бизнеса, если продукт – это студент, то при вводе продукта в эксплуатацию очень важно именно качество производства. Так же обсуждались проблемы сельского образования и возможности устроить нормальный образовательный процесс в малочисленных школах на 40–50 человек. На сегодняшний день это действительно большая проблема для страны. Особый интерес у меня вызвал вопрос про университеты. Как выразился Дмитрий Медведев: «Карфаген», должен быть разрушен. Он высказался за то, что слабые неконкурентоспособные институты должны быть реорганизованы и, в конечном итоге, просто закрыты. Я считаю, что в этом нет ничего страшного, потому что это жизнь. Надо понимать, что речь идет не о сокращении финансирования образования, а напротив, о доступности, и это, пожалуй, было главным в докладе о госпрограмме развития образования до 2020 года. При этом не стоит путать доступность с качеством, потому что широкая доступность, которая у нас сейчас есть, как правило, является результатом очень низкого качества. Здесь речь идет просто об огромном количестве так называемых университетов или институтов, которые предоставляют услуги низкого качества за не очень большие деньги, тем самым не создавая никаких ценностей ни для студентов, ни, в конечном счете, для экономики и общества, потому что такие выпускники не могут ничего добавить с точки зрения ценности. И когда идет речь о закрытии некоторых высших учебных заведений, то имеются в виду именно такие институты, а не те, которые требуют дополнительного финансирования, являясь перспективными в той или иной отрасли. Очевидно, что государственные университеты тоже бывают разными. Есть университеты лучше, есть хуже. Во время обсуждения на заседании поднималась тема о процессе присоединения, объединения и укрупнения, но разумного. В частности, об этом говорил ректор МГИМО, и я согласен, что где-то это может стать правильным решением. Вузы, в том числе и многие негосударственные, которые предоставляют низкокачественные услуги, просто должны уйти с рынка. Ведь это действительно рыночный процесс. Потребители, в данном случае – родители и студенты, должны выбрать то лучшее, что есть на рынке, обещающее качественную карьеру и хорошие знания, а не диплом, который не подкреплен никакими конкретными знаниями. Еще один важный момент, о котором хочется упомянуть, это инициатива создать рабочую группу «Открытого правительства» по проблеме коррупции в образовании. На эту тему выступил аспирант «Высшей школы экономики» Игорь Чириков. Тема была продхваченна премьер-министром и ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Все сошлись во мнении, что с этим определенно надо что-то делать, но что именно – уже будут решать с помощью специальной рабочей группы «Открытого правительства», которая в ближайшее время представит предложения о конкретных шагах в этом направлении. Вместе с проблемой коррупции в образовании приходят долгие негативные последствия, хотя это и бытовая коррупция. Ректор РЭШ Сергей Гуриев недавно писал об этом в одной из своих колонок: мы воспитываем плохих граждан, потому что во время формирования личности студенту говорится, что покупать все за деньги – это нормально и приемлемо, с этими ценностями он и начинает жить. Поэтому данную проблему обозначили как серьезную, но не как неразрешимую. Как сказал Дмитрий Медведев, есть коррупция великая, а есть бытовая, хотя и очень вредная, и с ней нужно бороться, потому что это кормит коррупцию последующих этапов, так как изначально, в очень юном возрасте, подрывает моральные ценности и устои.