Фото: fotoimedia / Ведомости / Денис Гришкин
Снижение дефицита Пенсионного фонда не самоцель, заверяет глава ПФР Антон Дроздов в интервью РИА «Новости». Однако дыра более чем в триллион рублей должна быть как минимум «управляемой, а не растущей год от года». Одна из мер, по которой удалось достичь консенсуса, – повышение страховых взносов для вредных производств. Осталось только решить, будет это повышение мягким или жестким. Впрочем, эксперты сомневаются, что рост страховых взносов поможет в борьбе с дефицитом.
В этом году на выплаты досрочных пенсий из ПФР будет потрачено 339 млрд руб., то есть около трети общего дефицита. В России 3,2 млн пенсионеров-досрочников. При этом 40,4% работающих пенсионеров – это тоже они. Власти считают, что решив проблему выплаты пенсий досрочным пенсионерам, они смогут существенно сократить дефицит ПФР, а досрочные пенсионеры появляются, в том числе, от вредных производств.
По словам Дроздова, сейчас обсуждается два варианта повышения взносов. Поэтапное – в 2013 году на 4% для списка № 1 и 2% для списка №2. В 2014 году – 6% и 4% , в 2015 году – 9% и 6%. Есть более радикальные предложения: сразу увеличить тариф на 9% и 6%, одновременно выводя досрочников в корпоративную систему. Возможно, работодателям предоставят выбор: либо они платят повышенный тариф по страховым взносам, либо создают корпоративную программу для своих сотрудников, работающих на вредных и опасных рабочих местах. Не исключено, что для работодателей, которые выведут своих досрочников в корпоративные программы, будут предусмотрены и налоговые льготы.
По расчетам завлабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимира Назарова, чтобы целиком профинансировать досрочный выход на пенсию, требуется соответственно 15 п.п. и 10 п.п. дополнительного тарифа в ПФР. Но о таком повышении тарифов речь не идет. Впрочем, главная задача для государства, на его взгляд, не заработать, а раз и навсегда закрыть обязательства государства перед работниками вредных производств. Все вновь принимаемые на работу должны с первого дня попадать в корпоративную пенсионную систему.
Директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов предлагает вначале просчитать возможные риски, о которых никто не думает. Однажды решение о повышении страховых взносов уже пришлось спешно отменять. Где гарантии, что руководители вредных производств не начнут уводить зарплаты в тень вместо того, чтобы дисциплинированно создавать корпоративную пенсионную систему. К тому же нужно учитывать неизбежное повышение себестоимости продукции. И здесь уже речь идет о недополученной валютной выручке и недоплаченных налогах. «У нас берется экономическая основа, а дальше идет одна политика», – отмечает Смирнов.
По приблизительным расчетам, говорит Назаров, + 2-3 п.п. к тарифу добавят в бюджет ПФР 50–70 млрд руб ежегодно, а максимальное повышение на 6–9% принесет четверть триллиона. Общие расходы ПФР по выплате пенсий, пособий, материнского капитала и других соцвыплат составляют в этом году 5,2 трлн, напоминает Смирнов. То есть, сама по себе эта мера дыру в пенсионном бюджете, которая уже в этом году превышает триллион рублей, не заткнет. Авторы реформы больше рассчитывают на то, что работодателям самим станет невыгодно иметь вредные рабочие места.