© Phil Wrigglesworth

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Высшая школа экономики (ВШЭ) презентовали совместное исследование «Экономика рунета в 2011–2012 гг.». Это первая за долгое время попытка комплексной оценки российского интернет-рынка – в целом, по сегментам и даже по смежным рынкам. Главная цифра: интернет-экономика сейчас занимает около 1% российского ВВП, а к концу 2012 года этот показатель будет 1, 5%. В 2011 году объем Рунета составил 553,8 млрд рублей, а в этом году, по прогнозу, достигнет почти 720 млрд. При этом в целом объем всех интернет-зависимых рынков превысил в 2011 году 2,5 трлн рублей, а это уже 4,6% ВВП России.

Объем интернет-рынка России
млрд руб.

Источник: РАЭК, ВШЭ

Крупнейшими сегментами Рунета остаются электронная торговля, электронные платежи и контекстная реклама. Быстрее всех растут видеореклама (+59%) и SaaS-решения (software as a service , +46%).

Рынки Рунета 


Источник: РАЭК, ВШЭ

Какие тренды будущего стоят за этими цифрами. Вот 5 наших прогнозов.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов в ходе презентации сделал очень смелый прогноз: учитывая темпы роста всех рынков Рунета (на десятки процентов), к 2020 году интернет будет обслуживать больше половины российской экономики. Нынешние темпы, конечно, не сохранятся. Главная проблема в крупнейшем сегменте – электронной торговле. Спрос на нее и ее бизнес-потенциал больше, чем возможности российской инфраструктуры: логистика и доставка остаются главным сдерживающим фактором развития российского онлайн-ритейла. После 2015 года динамика его роста заметно сократится – до 7–10% в год.

Видеореклама – главная звезда рекламного рынка в ближайшие 10 лет. Расти она будет не только за счет традиционных площадок (YouTube и аналоги, платные видеосервисы), но и благодаря интернет-экспансии телеканалов. Рекламный телевизионный монстр будет учиться зарабатывать в сети не меньше, чем в телеэфире.

Рынок Social Media Marketing (SMM) растет по 40% в год. За этим ростом будет скрываться качественная трансформация SMM как услуги. Учитывая активную борьбу соцсетей с ботами и постепенное внедрение цивилизованных стандартов работы с аудиторией, лет через пять этот рынок будет уже не узнать. 

Несмотря на то что рынок контекстной рекламы растет быстрее рынка медийной и значительно опережает последний по объему, медийку в ближайшие несколько лет ждет новый расцвет. Двигателем станет развитие RTB (Real Time Bidding) – аукционной модели продажи баннеров, которую постепенно внедряют все ведущие игроки. 

Рынок контента и игр растет довольно медленно на фоне других сегментов. Главная интрига в том, что будущее платного контента трагически противоречит будущему социальных сетей – одному из главных локомотивов интернета. Крупнейшему игроку, «ВКонтакте», придется либо бороться с пиратским контентом внутри себя, что сразу же ограничит конкурентные преимущества соцсети, либо закрывать глаза на нелегальный контент, что рано или поздно приведет контентный рынок к стагнации.