© vliff.livejournal.com

Прокуратура Петербурга проводит проверки в Государственном Эрмитаже, откликнувшись на обращения «горожан», возмущенных выставкой художников братьев Джейка и Диноса Чепменов.

«Люди считают, что осквернен христианский крест. Тем, что на выставке к нему приколочены макдональдсовский клоун и плюшевый мишка. К нам пришли из прокуратуры и проводят проверку. Может быть, они еще вынесут решение, что мы экстремисты», – описал ситуацию директор музея Михаил Пиотровский.

Очевидно, душевную боль тем, кто настучал на Эрмитаж в прокуратуру, причинили изображения вроде этого:

Английские художники представляют в здании Главного штаба, отведенном под современное искусство и временные выставки, сразу три экспозиции, из которых две – это вариации на темы «Капричос» и «Ужасов войны» Франсиско Гойи, а одна – трехмерные композиции на тему нацизма и вообще человеческих зверств («Конец веселья», «Травмировать, чтоб оскорбить, чтобы травмировать» и «Ужасы войны»). Во всех трех, в принципе, фигурируют произведения, которые могли оскорбить чувства верующих: то Христос как-то странно изображен, то вот пластилиновые медведи на крестах...

Вход на выставку запрещен тем, кому еще не исполнилось 18 лет, и этого вполне достаточно с точки зрения сохранения общественного спокойствия, а остальное – дело профессионалов, считает Пиотровский:

«Искусство это или не искусство, решает музей. Диктовать нам правила таким уличным способом нельзя».

Директор уже сам написал Генеральному прокурору письмо с просьбой принять меры, а теперь предложил провести конференцию на тему «Кощунство в мировом искусстве», а охранять ее позвать настоящих казаков.

Вот что любопытно, на самом деле. В том же здании, в соседнем помещении, в те же дни проходит выставка офортов и литографий самого Гойи «Им никто не поможет». Сравнить Чепменов с Гойей тем более уместно, что и темы близкие, а отчасти работы братьев, собственно, являют собой изуродованные копии Гойи. Персонажам жестоких картинок пририсованы головы, щупальца и педипальпы постапокалиптических существ довольно неприятного вида.

Если просмотреть все экспозиции подряд, в глаза бросается, насколько Гойя сильнее Чепменов в плане мгновенного эмоционального воздействия. Гойя знал о настоящей боли, травмах и оскорблениях неизмеримо больше молодых английских хипстеров, а современную ему церковь ненавидел, стоит думать, куда яростнее, чем может ненавидеть и вообще – чувствовать сегодня художник в стерильной Европе, для которого христианский культ – в первую очередь набор удобных артефактов. (Что, впрочем, не мешало ему расписывать церкви для заработка.)

Но страшные картинки с выставки Гойи не взволновали общественность. Ни вот такая, например («Благочестивая профессия»):

Ни такая («Все умрут»):

Скорее всего, «горожане» толком не знакомы ни с Чепменами, ни с Гойей, да и на выставках не были. Просто у них рефлекс. Современный автор, изображение креста? Бегом в прокуратуру. А Франсиско «Сон разума рождает чудовищ» Гойя просто прошел у них под радаром. Осьмнадцатый век, Россия и Испания поднимались с колен, что там может быть не так. А зря. Вот Гойя-то со товарищи их в свое время, как это уже бывало, и доконает.