© Сергей Субботин / ИТАР-ТАСС
На днях в Литве возник скандал. Крупнейшая ритейлерская сеть Maxima организовала акцию по продаже колбасы «Советская» («Tarybine»). Национально озабоченные политики резко выступили против такого названия мясного продукта, дескать, оно «высказывает неуважение к пострадавшим от советского строя». Ритейлерской сети даже пришлось извиняться. Извинились, но колбасу из продажи не изъяли.
А несколько лет назад абсолютно такой же скандал возник и в Латвии. Та же литовская ритейлерская сеть Maxima (она – лидер рынка в Латвии тоже) выпустила колбасу «Padomju» – опять же «Советская». И мало того что выпустила, так еще потом громко заявила, что колбаса стала брендом года и лидером продаж среди мясных изделий. Последний факт латышские политики восприняли как оскорбление и потребовали сменить название злополучного продукта.
Ритейлеры название менять не стали, но утешили политиков, публично объявив, что сделают «симметричную» колбасу с названием «Ulman laikos desa» – «Колбаса ульмановских времен». Ульмановские времена – предвоенные годы, когда в Латвии президентом был Карлис Ульманис. Эти времена официальная латвийская идеология считает золотым веком первой Латвийской Республики. Ульмановскую колбасу действительно выпустили, но она не пошла. А вот «Советская» (на колбасе было крупно написано, что она изготовлена по советскому ГОСТу (номер такой-то), по советским технологиям и без применения современных добавок) народу очень понравилась.
Еще один «советский» скандальчик образовался в Латвии в первые дни нового года. Экс-дипломат Нормунд Васариньш написал в своем блоге, что латвийское общество станет по-настоящему западным только тогда, когда прекратит ежегодно восторгаться советским фильмом «Ирония судьбы, или С легким паром».
Сама по себе такая «новость», конечно, яйца выеденного не стоит. Но на посленовогоднем новостном безрыбье это заявление экс-мидовца раскопала пресса. Российские СМИ вынесли его на первые страницы. Кончилось тем, что пресс-секретарю латвийского МИД даже пришлось официально дезавуировать выступление своего бывшего работника. Дескать, «мнение бывшего сотрудника МИД Латвии Нормунда Васариньша не является официальной позицией внешнеполитического ведомства Латвийской Республики».
Все это было бы смешно, если бы не общий, как сейчас говорят, тренд. Дело в том, что разнообразные социологические исследования в балтийских республиках демонстрируют, что времена СССР оцениваются гражданами этих республик все более позитивно. Последний опрос в Латвии показал, что уже более 50% (!) жителей считают, что Латвии в составе СССР было лучше, чем сейчас – в ЕС.
Да и разные объективные данные это тоже все чаще подтверждают. Недавно журнал Forbes сравнил экономическую и демографическую ситуации в современной Латвии и современной России и пришел к выводу, что ситуация в России лучше.
Есть еще у прибалтов любимая тема – народная культура, дескать, во времена СССР ее душили. И это оказалось неправдой. Недавно экспертный совет латвийских деятелей культуры выпустил документ под названием «Канон культуры», где отобрал 99 высших культурных достижений, созданных за всю тысячелетнюю историю латышского народа. И оказалось, что почти половина всех этих шедевров создана именно в короткий 45-летний промежуток пребывания Латвии в СССР. А за последнее независимое двадцатилетие шедевров не набралось и пяти процентов, да и шедевры какие-то сомнительные.
Но самый показательный пример – реакция латвийского общества на заявление министра благосостояния Илзе Винкеле. Она дала интервью журналу Playboy. Не удивляйтесь, латышский Playboy – это особый Playboy, в нем пишут не про эротику, а про политику. Он – живое воплощение анекдота: латыши издали «Камасутру» – получилась книга про оккупацию. Я уже как-то писал об этом для Slon.
Так вот, министр заявила, обращаясь к нищим латышским пенсионерам, следующее: «Многие пенсионеры тяжело работали в советские годы, однако им следует понять, что тогдашняя Латвия и современная – это две разные страны. Все пенсии, которые сейчас выплачивает Латвийское государство, берутся из доходов, которые эти пенсионеры не создавали...». То есть все, что вы делали при СССР, не создало материальных ценностей, с которых бы вам что-то причиталось.
Реакция латышских пенсионеров была оглушительной. Как это – мы ничего не сделали и не построили? А города-дороги-заводы-порты-электростанции! Это вы, молодые, уже 20 лет распродаете и проедаете то, что мы создали при СССР. Причем громче всего раскричалась организация под названием Латвийская федерация пенсионеров.
Стоит сказать, что в этой организации у нас собрались самые обиженные Советами старички. Все их заявления по теме СССР раньше звучали примерно так: «В Латвии при СССР строились ненужные промышленные монстры, которые производили неконкурентоспособную продукцию, большинство из того, что было создано, вредно для высококультурного латышского народа…». И вот, когда министр практически их же словами озвучила свое видение советского периода, обиженные старички превратились в ярых защитников СССР.
Как причудливо оборачивается история. В СССР были проблемы с колбасой, и в современных независимых балтийских республиках опять приходится возвращаться к советской колбасе, но уже с другого конца.
А по большому счету, сейчас уже понятно, что единственное бесспорное достижение прибалтийской независимости – беспрепятственная возможность покинуть свою страну. Этой возможностью уже воспользовались от 20% до 30% населения стран. То есть те, кто хотел на Запад, свою мечту реализовали, уехали. А те, кто остался, все больше подумывают: а не вернуться ли в СССР?
Российская империя за сотни лет своего существования то расширялась, то сжималась, национальные окраины от нее то разбегались, то снова собирались под крылом. Так что не удивляйтесь, россияне, если через некоторое время блудные дети – прибалты снова к вам запросятся. Процесс-то – естественный.