Мику Соломона, автора книги «Высокие технологии работы с клиентами», потрясла откровенность стюардессы одной крупной авиакомпании. Она призналась: «Чем больше правил придумывает руководство и чем строже требует их выполнения, там менее серьезно я к ним отношусь. Я понимаю, что через год о них никто и не вспомнит, а их место займут новые правила». Менеджмент многих компаний любит издавать директивы и в мельчайших деталях описывать обязанности сотрудников, но в какой-то момент это перестает работать. Любой нормальный человек нуждается в самостоятельности, убежден Соломон, и чем больше вы будете наседать на него с корпоративными регламентами, тем скорее вызовете у него апатию и даже склонность к саботажу. Но почему вообще возникают такие проблемы? Из-за близорукости менеджмента, а также его подчас параноидального недоверия к своим людям. Мика считает, что руководству не следует концентрировать все внимание на функциях – «повседневных рабочих обязанностях». Нужно также думать и о цели сотрудников – «причине существования должности и связанных с нею обязанностей». Автор объясняет это на примере медперсонала. Что для него важнее: добиться выздоровления пациента или своевременно менять ему постельное белье? В идеале должно быть и то и другое. Но несвежая простыня – менее серьезный изъян обслуживания, чем ухудшение самочувствия больного в результате запоздалой или недостаточно квалифицированной помощи. Тут уж не поспоришь.