Фото: Gleb Garanich / Reuters

Пять лет назад мне довелось побывать на интересной конференции в Киеве, которая многое позволила понять про перспективы дальнейшего расширения ЕС на Восток. Речь шла о евроинтеграции Украины, Турции и Грузии – трех самых заметных государств среди потенциальных кандидатов в ЕС (не считая Балкан с их особой историей), вопрос о приеме которых в Евросоюз далеко не решен, непонятно, когда будет решен и будет ли вообще. Украина тогда была представлена на довольно высоком уровне: вице-премьером по евроинтеграции Немырей, министром иностранных дел Огрызко и свободным на тот момент от должностей политиком Яценюком.

Все это в какой-то мере напоминало конкурс невест, заждавшихся решения чересчур разборчивого жениха. Если представители Грузии (тогда еще бал вовсю правил Саакашвили) просто из штанов выпрыгивали, рассказывая, как они умеют стирать и готовить (проводят необходимые реформы, стремятся соответствовать европейским критериям и т.п.), то турки, скажем, прямо говорили: слушайте, мы тут много лет уже вокруг вас пляшем, да вы вообще в своем уме? Это еще неизвестно, кому вступление Турции в ЕС больше нужно – нам или вам, да мы вот сейчас как пойдем на сторону, все такие красивые, так что вы, европейцы, давайте решайте быстрее, а то хуже будет. (Собственно, такова сегодня и официальная турецкая риторика.)

Позиция Украины представляла собой нечто среднее. Подчиненные Ющенко и Тимошенко чиновники официально курс на евроинтеграцию подтверждали, но в воздухе все время висел немой вопрос: а нам-то что-то перепадет с того гуся? Мы люди бедные, коли не хотите нас геополитически потерять навсегда, так, может, подбросите чего? Не покидало ощущение, что если бы, согласно доброй постсоветской традиции, в переданный европейцами Украине пакет соглашений были бы вложены близкие сердцу бумажки, подобные тем, что вкладывают в паспорт таможенникам на границе для ускорения процедуры, то и интеграция пошла бы не в пример быстрее.

Контекст той дискуссии отчетливо вспоминается сегодня на фоне бурных событий вокруг подписания соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной – одним из тех самых «вечных кандидатов» в Евросоюз. Со всех сторон слышны комментарии о том, что Европа что-то «недодала» Украине для принятия окончательного решения, особенно в сравнении с Путиным, который хочет украинской евроинтеграции помешать и наряду с традиционным кнутом предлагает украинцам некие таможенные, газовые и прочие пряники. В традиционном постсоветском понимании ЕС чуть ли не взятку должен был дать Януковичу, чтобы он согласился подписать соглашение об ассоциации.

Проблема в том, что многие на Украине воспринимают евроинтеграцию именно как дорогу с двусторонним движением: мы к вам хотим вступить, но и вы нам за это должны что-то дать. А между тем логика самого Евросоюза по отношению к собственному расширению совершенно иная: вступление к нам есть благо, которое еще нужно заслужить, доказать соответствие нашим критериям. И их можно понять: ЕС – привлекательный мировой бренд, лидер по привлечению прямых иностранных инвестиций, крупнейший рынок, один из лидеров в мире по ВВП на душу населения, гуманитарному развитию, социальным институтам.

В этом и есть фундаментальная причина нынешнего сбоя в продвижении евроинтеграции Украины, а вовсе не только в кознях коварного Путина. Который, конечно, коварен, но вовсе не придумал чего-то нового, а просто традиционно воспользовался уже имеющимися трещинами в стене, чтобы пролезть туда со своими интересами.

ЕС настолько наелся предыдущими расширениями, что, невзирая на все геополитические устремления втянуть Украину в свою орбиту, не готов выступать спонсором украинской евроинтеграции в том практическом смысле, на который рассчитывает украинский истеблишмент. 

Перспектива реальной интеграции Украины в Евросоюз встречает на своем пути целый ряд объективных проблем. Во-первых, последние волны расширения ЕС принесли несколько откровенно неудачных, проблемных приобретений: Румынию, Болгарию, Кипр. На Украине состояние институтов и социально-экономическая ситуация намного хуже, проблем будет еще больше. Во-вторых, с точки зрения институтов и реформ, та же Турция готова к евроинтеграции во многом лучше, чем Украина. В-третьих, принятие в ЕС таких крупных соседей на Востоке, как Украина или Турция, серьезно меняет нынешнюю парадигму союза. По большому счету, даже с учетом расширения с 15 до 28 стран – членов ЕС все равно существует в формате «Западная Европа плюс что-то еще», где остальные страны пытаются подтянуть под западноевропейский стандарт. С вступлением в ЕС многонаселенных Украины или Турции внутри Союза появится новый центр тяжести, способный навязывать какие-то свои условия. Нужно ли это ЕС в дополнение к Болгарии, Румынии, Балканам?

Реальная евроинтеграция особо не нужна и украинскому истеблишменту. Последний не понимает, что ему с того гуся, не в восторге от формата переговоров с европейцами, все время навязывающими какие-то свои (пусть во многом и правильные) условия. А вступать в Евросоюз, когда в нем уже почти 30 стран-членов, вовсе не так привлекательно, как в ЕС-15, – вместо узкого клуба западноевропейских стран вы теперь присоединяетесь к чему-то такому, где вы уравнены в правах с Мальтой и Словенией.

К тому же в украинском истеблишменте серьезную роль играли и всегда будут играть представители промышленно развитой Малороссии, которой Европа вовсе не так интересна, как киевлянам или западенцам. Крайне прозападная Галиция мало что тут может противопоставить: съездите туда и убедитесь, насколько это отсталый регион, чтобы задавать реальный политический тон в стране.

Поэтому тот факт, что украинское руководство так легковесно обращается с вроде бы выстраданным за многие годы соглашением об ассоциации с ЕС, легко объясним. Да и от самого этого соглашения до более тесной интеграции как от Земли до Луны: та же Турция подписала соглашение об ассоциации с ЕС аж 50 лет назад, аккурат в декабре 1963 года, и полвека его действия вступление в ЕС особо не приблизили. Было бы что-то более осязаемое, Янукович, возможно, и не повелся бы на шантаж или пряники от Путина.

Конечно, вопрос об интеграции с ЕС во многом носит на Украине не столько практический характер (вступаем на самом деле или нет), сколько обозначает вектор самоидентификации политиков – хотят они построить в стране государство европейского образца или византийское непонятно что по типу путинской России. Но в том-то вся и штука, что европейцы тоже не будут вечно водить вокруг Украины хороводы – учитывая и общие упомянутые выше сложности расширения ЕС, и непростые переговоры с Турцией, которая внимательно следит за переговорами с Украиной и не простит европейцам преференций, предоставляемых другим. 

Многие европейские политики уже начали высказываться в том духе, что подготовленный проект соглашения является «лучшим соглашением об ассоциации из всех существующих» и украинцы должны решать, «сейчас или никогда» (в подобном духе выдержано и официальное заявление Евросоюза). Практическая перспектива евроинтеграции может от Украины уплыть – тем более прозападные регионы и политики, как показывает украинская история, если и побеждают на каких-то исторических отрезках малороссийский скептицизм, то с огромным трудом и ненадолго. Трудно поверить, что по каким-то причинам в ближайшее время будет иначе.

Так что же, победителем из ситуации выйдет Путин, который в своей одержимости евразийской химерой усиленно делает слона из мухи, которую представляет собой соглашение об ассоциации Украина – ЕС? Тут нужно понимать, что проблема украинского выбора между Россией и Европой надуманная, искусственная, она немедленно канет в Лету тогда, когда окончит свой век нынешняя временная совково-евразийская администрация в Кремле. Тогда русские вспомнят, что они европейцы, и будут нормально сотрудничать с европейскими институтами, так же как и украинцы, и причины для нынешних нервов и истерик полностью исчезнут.

Между прочим, именно Россия – тогда, когда она похоронит свои дурацкие «евразийские» амбиции и вспомнит о своей исторической связи с Европой, – в состоянии будет задать для всех восточных соседей ЕС формат «кооперация без интеграции», который будет крайне удобен тем же европейцам, так как им не придется думать, как впихнуть в Евросоюз то, что впихивать неудобно и не хочется.

А пока нужно понимать, что реальная евроинтеграция для Украины есть труднодостижимая цель, и даже если соглашение об ассоциации с ЕС будет подписано, это на практике мало что меняет. Поэтому и переживать тут стоит разве что из-за того, что пока хитрый Янукович развел Путина на какие-то субсидии, подобные тем, что получают Беларусь и Казахстан за счет участия в Таможенном союзе. Субсидии за наш счет – за счет российских налогоплательщиков.