Фото: Alain Godineau @ Flickr.com CC

По-хорошему, 2013 году нужно сказать спасибо. Он сделал одно большое и важное дело, окончательно прояснив для всех, кто способен адекватно воспринимать действительность, суть происходящего в российской экономике (да и не только в ней). Конечно, пересмотр показателя роста ВВП в сторону понижения трижды за один год впечатляет, но дело уже не в количественных показателях. Дежурный чиновничий оптимизм и продолжающееся жонглирование цифрами, терминами и статистическими уловками не отменяют официального признания экономической стагнации в России как свершившегося факта. В отличие от самого факта, с объяснениями причин остановки роста пока у нас разнобой.

Одни по инерции продолжают валить все на мировой экономический кризис, хотя он уже давно ни при чем. По оценкам МВФ, мировая экономика худо-бедно выкарабкалась, и в 2014 году ситуация продолжит улучшаться: так, в США рост ВВП ускорится на целый процентный пункт, что совсем немало, а экономика еврозоны преодолеет двухлетнюю рецессию и прибавит 1%. Более чем в полтора раза ускорится подъем соседних экономик стран СНГ. Слегка затормозят лишь Китай с Японией, тем не менее другие развивающиеся экономики Азиатского региона обеспечат и ему общий позитив.

Другие винят в проблемах недостаточно активное государственное вмешательство в экономику и неторопливость в расходовании накопленных за годы углеводородной горячки нефтедолларов. Доля правды тут есть, но не слишком большая доля. Долгое время ни в чем себе не отказывавшие чиновники действительно сделали паузу в запуске реализации очередных мегапроектов, но явно не от хорошей жизни: просто резервы утекают через пальцы и на глазах кончаются. Кроме того, крайне наивно ожидать, что заглохший двигатель экономического роста можно запустить посредством доведения до конца устаревших еще в прошлом столетии советских долгостроев типа БАМа и дороги Чита – Хабаровск или нового инфраструктурного махинаторства вроде баснословно затратных потемкинских деревень к саммиту АТЭС и Олимпиаде. Спровоцировав вначале некоторый инвестиционный импульс (да и тот с каждым годом все хилее и хилее в силу необходимости массированного импорта товаров и рабочей силы), эти излюбленные объекты начальственного либидо, как показывает практика, впоследствии не продуцируют почти ничего, кроме разве что многочисленных коррупционных дел и растущих издержек на свое содержание.

Наконец, самые хитрые комментаторы дают такое объяснение: мол, все бы было у нас хорошо, но институты плохие, вот они и виноваты. Были бы получше, что-нибудь еще можно было бы сделать, а так, извините, ловушка среднего дохода, да и привычки к самоорганизации исторически нет, вот бедное правительство, наш главный европеец, и мучается с такими народом и бизнесом, не способными увидеть светлой перспективы и неба в алмазах. В данном заключении многое справедливо. Без качественных институтов – независимого суда, работоспособного парламента, эффективной и контролируемой бюрократии в центре и на местах – динамичный и устойчивый на долгосрочном временном горизонте экономический рост вряд ли возможен. Однако есть здесь и немаловажные умолчания, без чего картина явно не полна. Не секрет, что вместо упорного выстраивания современных экономических и общественных механизмов и передачи полномочий самостоятельным институтам в последние годы «наш главный европеец» ведет целенаправленную политику по их разрушению (за один 2013 год «список Путина» пополнился Академией наук, системой арбитражных судов и накопительной пенсионной системой). Образовавшийся в результате вакуум заполняется наскоро сколоченными поделками и имитациями, управляемыми в традиционном вертикально-ручном режиме.

Тем временем в обстановке, когда экспорт достиг потолка возможностей, а потребительская активность затухает и поддерживается лишь явным перекредитованием населения, единственный способ восстановления экономического роста связан с инвестиционным процессом. Но чему тут удивляться, если частный бизнес, в отсутствие нормальных сдержек и противовесов безраздельно отданный в полон изрядно размножившимся числом и аппетитами контролерам в погонах и без, не хочет вкладываться в развитие. Заставить инвестировать рационально мыслящих людей, если они не верят в будущее, невозможно. Таким образом, в рамках нынешней политической парадигмы стимулирование роста возможно лишь через возврат в экономику советского образца с его тотальным контролем за распределением ресурсов и прочими «командными высотами». 

Все идет к тому, что в 2014 году мы продолжим – отчасти в силу сформированной инерции, отчасти осознанно – двигаться по этому треку: интенсификация огосударствления банковской системы уже налицо, а пресловутая кампания деофшоризации, противоречащая очевидной коммерческой логике, неизбежно породит всплеск административно-верноподданнической вакханалии и приведет к нарастанию закрытости российской экономики.

Дирижистские эксперименты продлятся еще некоторое время, но централизация ресурсов во время стагнации – не самое простое и благодарное дело. Экономическая же среда на среднесрочном временном горизонте, по-видимому, будет становиться все менее благоприятной. Так, на достигнутых уровнях ценовых котировок на углеводороды заметное для России улучшение условий внешней торговли (т.е. более выгодное соотношение цен экспорта и импорта) трудно себе представить, тогда как их ухудшение – сколько угодно. Продолжит играть против нашей страны демография, сокращая численность доступной рабочей силы и увеличивая соотношение иждивенцев к трудоспособному населению. Без крайне болезненного пересмотра набранных в тучные годы расходных обязательств уйдет в хронический минус бюджетное сальдо. Не вечны и низкие процентные ставки на мировом рынке. На фоне раскручивания этих тенденций инвестиционная «засуха» вкупе с общим застоем будет постепенно снижать относительную конкурентоспособность российской экономики и усугублять наше отставание. 

На ближайшие месяцы данный сценарий практически безальтернативен. Однако вытолкнуть экономику из гибельной колеи стагнации тоже можно лишь одним путем: перейдя от зажима всего и вся к либерализации условий для ведения бизнеса, от концентрации и централизации полномочий к их делегированию, от беспрестанного конъюнктурного шараханья к четким правилам игры и гарантиям их соблюдения со стороны самой власти. Как показывает практика последних лет, для того чтобы заставить ее кардинально поменять свою политико-экономическую идеологию, к сожалению, потребуется достаточно сильный импульс, причем импульс негативного свойства.

А именно – кризис. Сначала экономический, потом социальный и в конечном счете – политический. В 2014 году этого, скорей всего, не произойдет, резервы прочности пока есть. Но задуматься о том, что рано или поздно они закончатся, хорошо бы уже сегодня.