В Санкт-Петербурге команда врио губернатора Георгия Полтавченко пытается нивелировать эффект от заявления о том, что из 1409 возможных он уже получил более тысячи подписей муниципальных депутатов в поддержку своей кандидатуры на предстоящих выборах главы города. Напомним, в пресс-службе регионального отделения партии «Единая Россия» в понедельник собщили:

«Мы продолжаем собирать подписи. На сегодня собрано уже свыше 1 тысячи голосов. Подавать документы в Горизбирком мы будем в установленный законом срок, не раньше и не позже».

С учетом того, что в избирком кандидат для выдвижения должен подать не меньше 156 и не больше 163 голосов и что депутат муниципалитета может поддержать только одного кандидата, простой арифметический расчет показывает, что только два человека имеют шанс без особых проблем стать конкурентами Полтавченко на выборах, остальным придется договариваться с Полтавченко. О своем желании принять участие заявили уже шесть человек. Причем основной соперник врио губернатора, лидер местной «Справедливой России» Оксана Дмитриева заявляет, что на муниципальных депутатов, которые хотят подписаться за ее выдвижение, оказывается давление со стороны администрации города.

Глава петербургского Горизбиркома Алексей Пучнин попытался успокоить: сличать будут только те подписи, которые подадут в избирательную комиссию.

Но куда пойдут остальные 844? Депутат петербургского Законодательного собрания Борис Вишневский уже заявил «Фонтанке», что ненужные подписи все равно можно использовать на выборах для блокировки конкурентов: «Вот представьте, положат эти ненужные 800 подписей в сейф. А когда придет время сдавать подписи конкурентов, они их достанут и скажут: а этот человек не мог подписываться за Оксану Дмитриеву, он уже подписался за Полтавченко. И не важно, что нам его подпись не понадобилась».

В Горизбиркоме при этом не поясняют, может ли кто-то из этой тысячи подписаться за другого кандидата. Там говорят, что этот момент в законе недостаточно проработан и для прояснения ситуации кандидатам потребуется обратиться в суд.

Закон о возвращении прямых выборов губернаторов, но через прохождение муниципального фильтра, требующего собрать от 5% до 10% подписей муниципальных депутатов, вступил в силу в июне 2012 года.

Уже в декабре 2012-го появилось постановление Конституционного суда, в котором говорится: предписание пункта 20 статьи 37 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» разрешает превышать установленный минимум количества подписей, но не более чем на 5%. Необходимо избегать «злоупотребления правом и создания искусственных препятствий для выдвижения кандидатов».

Глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев рассказал Slon, что с тех пор это постановление КС так и не было учтено.

«КС обратил внимание на ситуацию, которая ведет к тому, что невозможно собрать подписи. К сожалению, это безобразие никаким законом не ограничивается, а решение Конституционного суда не облекли в закон, так и не приняты изменения», – говорит он. По его словам, единороссам выгодно «забыть» об этом и потянуть с поправками.

Такая же ситуация, когда губернатор собрал большинство подписей, сложилась и на Алтае, где также этой осенью должны состояться выборы главы региона. В середине июня КПРФ, «Родина» и ПАРНАС даже написали открытое письмо президенту России и главе ЦИК Владимиру Чурову, попросив провести проверку и прекратить нарушения избирательного законодательства со стороны врио главы Республики Алтай Александра Бердникова. «После уведомления избирательной комиссии Республики Алтай о выдвижении врио главы Республики Алтай Бердникова в Чойском, Турочакском, Майминском районах отобрали подписи в поддержку врио главы РА Бердникова у всех депутатов названных районов, хотя в силу закона это должно быть 7% (собрано 100%)», – говорится в письме.

Пресс-секретарь Оксаны Дмитриевой Наталья Авилова сообщила Slon, что Дмитриева планирует обращаться с очередной телеграммой к Чурову. Она обратила внимание, что основная юридическая коллизия заключается в том, что в законе говорится, сколько надо сдать подписей для выдвижения, а сколько при этом можно собрать – не говорится.

«Тупик на правовом поле, фильтр муниципальный – это такая история, что единственный человек, который может вмешаться и вручную поправить, – это президент. И тогда из администрации президента звонят в администрацию Питера и говорят: вы там совсем, что ли, охренели, и те начинают подписями делиться», – говорит Соловьев.

Источники Slon, близкие к администрации президента, полагают, что там пока не собираются вмешиваться в ситуацию со скандалами в Санкт-Петербурге. Мало того, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов на прошлой неделе написал на своей странице в Фейсбуке, что Дмитриева сама виновата в проблемах со сбором подписей – не выстроила с муниципальными депутатами нужных отношений.

С учетом ранга Неверова такие заявления вряд ли прошли без согласования со Старой площадью и могут служить еще одним доказательством того, что в Петербурге Дмитриеву не зарегистрируют как кандидата, и объясняться это будет так: «Она и партия плохо тут работали».