Фото: PhotoXpress.ru

В центре Советской площади в Ярославле стоит церковь Ильи Пророка XVII века, но свечей сегодня горит больше не в ней, а напротив – у здания областной думы. Среди цветов, у фотографии Бориса Немцова в черной рамке лежит лист с переписанным от руки стихотворением «Смерть поэта» Лермонтова.

«Сфотографируй так, чтобы стихи вошли, – говорит мне стоящая рядом женщина. – Он тоже пал от этих «палачей под сению закона». Его хоронят, а они, ястребовы-осиповы, перед камерами красуются, улыбаются».

Немцов провел в областном парламенте меньше полутора лет, но за это время он многое успел. Добился отставки вице-губернатора Александра Сенина, уничтожив устоявшуюся систему коррупции в здравоохранении. Устроил дачинг губернатору Сергею Ястребову и вообще методично разрушал его репутацию. Создал «Муниципальный сканер» – прямой аналог «Роспила» Навального. На дебатах в областной думе он в пух и прах разбивал оппонентов-единороссов, давно отвыкших дискутировать.

Здание Ярославской областной думы

В 2016 году Немцов собирался идти на выборы в Госдуму по одномандатному округу от Ярославля. Шансы были неплохие – яркого политика в городе многие успели полюбить. Словом, ярославский период был не бегством из Москвы, но началом триумфального возвращения Немцова. Которое внезапно оборвалось 27 февраля на Большом Москворецком мосту.

«Субординационная дрожь была перед ним»

Осенью 2013 года Ярославль отходил от скандала с арестом обвиненного в коррупции мэра Евгения Урлашова и выбирал депутатов областной думы. Главным конкурентом «Единой России» в городе, известном своим протестным электоратом, считалась «Гражданская платформа». Однако представители «ГП» не успели вовремя открыть избирательный счет (в последний день, когда можно было это сделать, финансового уполномоченного партии вызвали на допрос в полицию и продержали долгое время), поэтому их сняли с выборов. Сорок из пятидесяти мест в областном парламенте достались правящей партии. Еще четыре получили коммунисты, два – справороссы, по одному – ЛДПР, «Гражданская платформа» (по одномандатному округу), «Зеленые» и РПР-ПАРНАС.

Немцов возглавлял партийный список, но многие не верили, что он останется в региональном парламенте и тем более воспримет эту работу всерьез. Однако политик стал бывать в Ярославле регулярно, вскоре после выборов купив квартиру в центре города. Обычно в месяц проходит одно заседание думы и по два заседания каждого комитета. По словам депутата от «Гражданской платформы» Сергея Балабаева, Немцов, состоявший в двух думских комитетах, бывал здесь по два-три дня почти каждую неделю.  

Место в зале оппозиционеру выделили с подколом – за последним столом, далеко от президиума, рядом с Романом Фомичевым из партии «Зеленых» и с Балабаевым, с которым Немцов в итоге сдружился.

«Помню одно из первых заседаний, обсуждали бюджет, – говорит Балабаев. – В президиуме – губернатор Ястребов, спикер думы, его замы. Немцов толкает меня локтем и спрашивает: а кто это? Говорю: губернатор. А что он тут сидит? Не знаю, говорю, всегда сидит, на каждом заседании. А что молчит? И долго возмущался, что, когда принимался бюджет, Ястребов был в областной думе, а не в Москве, не выбивал деньги в Минфине. Я, говорит, когда был губернатором Нижегородской области, ночевал в Минфине».

Удостоверение депутата Ярославской областной думы Б. Немцова. Фото: Facebook Бориса Немцова

Кабинет Немцову тоже достался непростой: два предыдущих его хозяина, депутаты от ЛДПР Владимир Волков и Виктор Кашапов, поочередно погибли в ДТП.

«Надеюсь, этот кабинет вовсе закроют, – говорит Ольга Вахрина, помощница Немцова. – Хотя если бы шеф услышал подобные суеверия, только посмеялся бы. Что реально немного мешало, так это помещение рядом, где стоят серверы. Поэтому в кабинете всегда был слышен негромкий гул».

На заседаниях московский политик быстро обратил на себя внимание.