Когда-то много лет назад я был инвестиционным банкиром. Затем я руководил интернет-бизнесами, создавал интернет-стартапы, конструировал механизмы господдержки инноваций. И всюду мне приходилось составлять финансовые модели новых проектов с нуля. Финансовые модели я не составлял только на двух этапах своей жизни: когда был деловым журналистом и когда учил студентов Физтеха. Зато в эти периоды жизни я научился писать о том, что знаю сам, и преподавать финансовое моделирование тем, кто о нем знает самую малость. Этот курс – результат всех трех частей моей жизни. Успешного изучения!
Принцип консерватизма – основной при построении финансовой модели, но он не единственный. Финансовые модели одной и то же фирмы могут быть или неуклюжими и непригодными к использованию, или изящными и эффективными. Принципы моделирования, которым следуют профессионально выполненные модели, могут быть сформулированы как:
Разумность
Неизбыточность
Гибкость
Наглядность
Аудируемость
Рассмотрим все эти принципы по отдельности в деталях.
Разумность. Смысл принципа: материально важные обстоятельства не должны быть упущены.
«Материальными» в праве и финансах принято называть события, которые оказывают объективное влияние на состояние фирмы, в первую очередь денежное.
Планируя модель, аналитик должен не упустить из виду ни одного важного для бизнеса фактора и не пренебречь ни одной переменной или связью, которые имеют значительное значение. Разумность предполагает, что модель бизнеса будет подобна описываемому ей бизнесу во всех без исключения особенностях и фрагментах, имеющих значение выбранном аналитиком уровне важности. Это предполагает, что аналитик должен либо понимать, что заставляет фирму «тикать», как устроен ее бизнес в целом и в деталях, или же, что чаще, грамотно задавать вопросы знающим людям. Разумность неалгоритмируема – аналитик определяет ее степень сам, поверяя своими знаниями и опытом свою интуицию.
Неизбыточность. Смысл принципа: важные факторы должны быть отделены от мелочей, а число переменных не должно быть безграничным.