Getty Images

C 1 сентября 2015 года вступает в силу целый ряд поправок в российское законодательство, согласно которым компании, в том числе иностранные, должны хранить персональные данные граждан России на серверах внутри страны. Закон также предполагает создание «Реестра нарушителей прав субъектов персональных данных» – в него будут попадать компании, не выполняющие новые требования. Нарушители, попавшие в реестр, могут быть заблокированы Роскомнадзором.

Поправки приняты год назад, и тогда с ними связывали самые пессимистические прогнозы. Часть экспертов и участников рынка предполагали, что крупнейшие западные интернет-компании откажутся выполнять закон. Во-первых, по финансовым соображениям – перенос требует значительных инвестиций, а российский рынок пока не так значим для гигантов. Во-вторых, по политическим – не исключалось, что тем самым государство хочет получить доступ к ранее недоступной ему информации. Не исключалось, что в результате россияне лишатся доступа к Facebook, Google и Twitter. Другие алармисты грозили коллапсом целых индустрий – например, рынка онлайн-бронирования билетов.

За месяц до вступления новых правил уже понятно, что коллапса не будет. Slon разобрался, чего ждать с 1 сентября и почему, кажется, ничего страшного не случится.

Кто согласился выполнять новый закон?

Официальных заявлений о подготовке к 1 сентября со стороны западных гигантов пока не поступало. Но Роскомнадзор, косвенные данные и корпоративные утечки подтверждают: иностранные интернет-компании в реестр нарушителей не попадают.

По информации Роскомнадзора, большая часть иностранных игроков уже сообщила ведомству, что готова исполнить требования нового закона: среди них AliExpress, Booking.com, Uber, PayPal, eBay, Samsung и Lenovo. Некоторая неопределенность остается только с «большой тройкой»

Google. Интернет-гигант продолжает вести переговоры с Роскомнадзором. Их промежуточный результат в том, что компания не попала в список плановых проверок службы в этом году. По данным Slon, Google договорилась, что закончит переход на российские серверы до конца 2015 года. Если верить утечкам, американская компания сотрудничает с несколькими коммерческими дата-центрами в России, а самые большие объемы данных будет хранить на серверах, принадлежащих «Ростелекому».

Twitter. За сервис микроблогов год назад беспокоились больше всего: компания практически ничего не зарабатывает в России, и вкладываться в российскую инфраструктуру резонов у нее немного. В результате Twitter отделался легким испугом. Сервис переносить серверы в Россию не будет на законных основаниях: по мнению Роскомнадзора, он не хранит достаточно данных о пользователях, чтобы квалифицировать эту информацию как персональные данные.