Американские солдаты ждут отправления домой с базы Баграм, Афганистан. 2014.

Американские солдаты ждут отправления домой с базы Баграм, Афганистан. 2014.

Getty Images / Robert Nickelsberg

Самая долгая война во всей истории США – афганская (длится уже 14 лет, тогда как вьетнамская продолжалась 8 лет) – станет еще дольше, причем дата ее завершения остается открытой. Об этом американцам в конце минувшей недели сообщил президент Барак Обама. В специальном телеобращении к нации глава государства пояснил, что ситуация в сфере безопасности в Афганистане весьма далека от идеальной, а потому присутствие там 9800 американских военнослужащих – единственная, по сути, гарантия от скатывания этой страны к полному хаосу.

В США эту новость восприняли со сложными чувствами. С одной стороны, все помнят, как с момента прихода в Белый дом Обама обещал прекратить войны в Ираке и Афганистане, выведя оттуда войска в 2011 и 2014 годах соответственно. Поэтому объявление президента о продлении войны в левом лагере воспринимается как нарушение обещаний и даже предательство. С другой – в США еще лучше помнят и знают, чем обернулся полный вывод войск из Ирака. В этой стране моментально началась сначала скрытая, а затем и вполне открытая гражданская война, в процессе которой появилось и окрепло Исламское государство (запрещенное в РФ), ставшее главной угрозой международной безопасности. При этом сам Ирак практически прекратил существование, развалившись на шиитское, курдское и суннитское образования с неопределенным статусом.

Ситуация в Афганистане и правда катится по наклонной, причем темпы ее ухудшения нарастают

Повторение чего-то подобного в Афганистане стало бы явным и наглядным свидетельством беспомощности американской политики на Ближнем Востоке, унижением и поражением вроде тех, что пережил СССР в конце 1980-х. При этом провал в Афганистане был бы записан в список сомнительных достижений не Джорджа Буша, который в далеком уже 2001 году начал совершенно бесперспективную войну, а именно Обамы, который честно старался относительно успешно ее закончить, но не преуспел. Как и любому американскому президенту в конце второго срока, такая память о себе Обаме ни к чему, поэтому он и сделал единственно возможное в данной ситуации – передал эту головную боль своему преемнику, кем бы он(а) ни был(а).

При этом, строго говоря, у него были все военно-политические основания для такого решения. Ситуация в Афганистане и правда катится по наклонной, причем темпы ее ухудшения нарастают.