Император Цзяцзин путешествует по реке со свитой и охраной. Неизвестный художник, 1538.

Император Цзяцзин путешествует по реке со свитой и охраной. Неизвестный художник, 1538.

Современная российская политическая верхушка в уходящем году декларировала разворот на Восток. Всерьез обсуждали (и продолжают это делать) крупномасштабные экономические проекты: возрождение североморского торгового пути, нового Шелкового пути, инвестиционные проекты в других сферах. Правда, как показывает практика, российские чиновники часто попросту не готовы вести диалог с китайскими бизнесменами, а те в свою очередь относятся к нам более чем настороженно. Тем не менее сама мысль поворота к Востоку удачна, если рассматривать этот союз не столько в экономическом ключе, сколько как повод перенять опыт, причем опыт давно минувших дней: в истории Китая есть эпизод, который печально напоминает современную Россию.

Ответ на сложный вопрос

Экономист и историк Джоэль Мокир выделяет четыре основных типа экономического роста: соловианский (в честь экономиста Роберта Солоу) – рост инвестиций в какие-либо проекты с целью приспособления технологий к производству, рационализации труда и т.д; смитианский – рост торговли на внешнем и внутреннем рынке; рост населения – позволяет достичь эффекта масштаба у определенных институтов; шумпетерианский (названный именем Йозефа Шумпетера) – рост числа инноваций.

Хотя каждый из видов экономического роста позволяет увеличивать благосостояние, только один из них не имеет верхнего потолка – это рост числа инноваций. Именно новые изобретения остаются единственным источником роста для современных развитых стран, когда доли на сверхплотных рынках уже заняты конкурентами. Создание новых инновационных проектов позволяет экономике расти практически безгранично.

Крайне важно для любого государства, стремящегося к наращиванию благосостояния, запустить и поддерживать «инновационный станок» в рабочем виде, потому что если количество инноваций падает (а хуже – прекращается), то, несмотря на некоторый остаточный инерционный рост ВВП, система рано или поздно начинает стагнировать.

Зная эту предпосылку, экономический историк Джозеф Нидхэм собрал данные по количеству инноваций в Китайском государстве в разные эпохи.