Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Кремле

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Кремле

Сергей Гунеев / РИА Новости

Громкие отставки прошлого года, провокационные интервью опальных священников и резкие заявления официальных представителей РПЦ заставили вновь вспомнить о внутренней политической борьбе, не затихающей внутри церкви.

Slon Magazine подводит итоги последних церковных реформ и рассказывает о главных кандидатурах в преемники патриарха, а также о политических силах, которые за ними стоят.

* * *

В начале февраля в храме Христа Спасителя пройдет двухдневный Архиерейский собор – съезд всех епископов Русской православной церкви. По Уставу церковной «конституции», высший коллегиальный орган управления РПЦ – это Поместный собор, в котором участвуют не только архиереи, но и простые священники, и миряне, выбранные местными общинами.

Но де-факто поместные соборы собираются только по одному поводу – чтобы выбрать нового патриарха, и других вопросов не затрагивают. Поэтому получается, что Архиерейский собор, который обязаны созывать не реже раза в четыре года, стал главным органом церковного управления. Впрочем, на практике это не совсем так.

Нечего тут обсуждать

В церковных кулуарах в последнее время ходили слухи, что заседание Собора может вообще продлиться только один день: архиереям, с точки зрения организаторов Собора, нечего обсуждать. Собор – не место для дискуссий. Задача епископата – выслушать обширный доклад патриарха, с которого традиционно начинается заседание, и слаженно, не вникая, проголосовать за все предложения и документы.

Нельзя сказать, что такой подход возник только при патриархе Кирилле. И в прежние годы на чтение важных документов, за которые предстояло голосовать, отводилось около суток (например, в 2000 году, когда принимали «Основы социальной концепции Русской православной церкви», большинство участников Собора получили текст документа накануне вечером). Но тогда архиереев было меньше, реальный вес каждого из них в церковной внутренней политике был гораздо выше, да и в целом атмосфера была свободнее. Поэтому у епископов был все-таки шанс высказаться и выразить мнение по поводу решений, за которые предлагалось голосовать (например, в том же 2000 году Нижегородский митрополит Николай (Кутепов) резко выступил на Соборе против канонизации императора Николая II и его семьи).

Оптимизация как предлог

За время правления патриарха Кирилла в Русской церкви произошел ряд реформ, которые работают на укрепление властной вертикали и фактически исключают инакомыслие. Нет не только реальной оппозиции, но даже сколь-либо содержательного обсуждения принимаемых Патриархией решений.