Так представляли себе беспилотное будущее в США 1950-х годов

Так представляли себе беспилотное будущее в США 1950-х годов

America's Power Companies / Wikipedia.org

По поводу автомобиля будущего среди участников рынка и экспертов царит удивительное единодушие: в нем не будет водителя. Как ожидается, к 2020-м годам корпорации окончательно придумают, как избавиться от «странного биологического процессора, расположенного между рулевым колесом и водительским креслом», а в 2030-х присутствие беспилотных машин на дорогах станет вполне зримым.

«Вы не можете доверить человеку управление двухтонной машиной смерти», – говорил основатель компании Tesla Илон Маск, предсказывая тот день, когда ручное управление автомобилем станет незаконным.

Ставки в игре крайне высоки – миллионы спасенных человеческих жизней в авариях, где более чем в 90 процентах случаев виноваты те, кто сидел за рулем, и многие годы этих жизней, проведенные за рулем, в пробках и автошколах, которые можно было бы потратить с большей пользой и удовольствием.

Россия по меньшей мере не собирается отставать от мировой моды, а, судя по заявлениям отдельных чиновников, будет ее задавать. Первые самоуправляемые машины российского производства появятся уже на чемпионате мира по футболу 2018 года, ожидает зампред правительства РФ Аркадий Дворкович. «Это нелегко, но, я думаю, мы добьемся успеха в такого рода проектах», – заявил чиновник в октябре 2015 года. Вопрос в том, каким образом эти добрые намерения воплотятся в реальности.

Что такое самоуправляемый автомобиль?

Закон американского штата Невада, где впервые в США было разрешено передвижение таких машин, определяет его как «автомобильное транспортное средство, которое использует искусственный интеллект, сенсоры и координаты в глобальной навигационной системе для передвижения без активного вмешательства оператора-человека».

Степень автономии машины от человека может сильно варьироваться: от продвинутых систем помощи водителю (advanced driver-assistance systems, ADAS) до полной автономии. В категорию ADAS входят такие функции, как автоматическое управление скоростью (адаптивный круиз-контроль), контроль дистанции с соседними автомобилями и препятствиями, удержание полосы движения, автоматическая парковка или заезд в гараж и тому подобное. Разнится и степень вмешательства: от предупреждения водителю до перехвата контроля за движением в экстренных ситуациях. Прототип полностью автономной машины – двухместная Google Car, где нет ни руля, ни педалей.

https://www.youtube.com/watch?v=sQuJ8GKTjFM

Tesla Model S самостоятельно заезжает в гараж по мановению смартфона владельца

Кто развивает беспилотные технологии в мире?

Образцы машин без водителя на радиоуправлении появились в США еще в 1920-е годы. К настоящему времени разработками в этой области заняты все главные мировые автоконцерны, а также IT-компании, такие как Google и Uber. Есть специализированные компании, поставляющие отдельные технологии, – например, израильская Mobileye, которая делает интеллектуальную систему предотвращения аварий (их наработками пользовались General Motors, Volvo, Tesla и другие). В России над легковыми машинами, грузовиками, автобусами и спецтехникой без водителя работают КамАЗ, АвтоВАЗ, «Группа ГАЗ» и их партнеры.

Как все должно работать в идеале?

В идеальном будущем человеку или группе пассажиров после посадки достаточно будет задать автомобилю пункты назначения и нажать кнопку начала движения.

Беспилотный автомобиль проложит маршрут, как это делают современные навигаторы. При езде он будет «видеть» дорогу при помощи видеокамер, сенсоров, радаров и лидаров (приборов, формирующих картину окружающей среды за счет отражения направленных лучей света). Технологии машинного зрения будут способны различать дорожную разметку, сигналы светофора, пешеходов, велосипедистов, животных, другие машины, анализировать их скорость, а также направление движения и принимать оптимальные решения на основе полученной информации.

Автомобиль-беспилотник, скорее всего, будет так или иначе общаться с другими участниками дорожного движения (коммуникации V2V), а также с объектами городской инфраструктуры вроде светофоров (V2I). Кроме того, автомобиль может собирать информацию о конкретном участке движения и сверять ее с информацией, которую собрали другие участники движения до него, подключенные к тому же облаку данных. В таком облаке могут, например, существовать только автомашины одной марки – или все беспилотные автомашины, использующие некий общепринятый протокол (пока его не существует).

Вся собранная информация позволит автомобилю построить лучший маршрут до пункта назначения, добраться до него максимально быстро и безопасно. При этом если в машине будет несколько пассажиров, то эта «беспилотная маршрутка» построит лучший маршрут, чтобы последовательно высадить каждого из них, – примерно так сейчас работает сервис UberPool с живым водителем.

На какой стадии находится развитие беспилотных автомобилей?

Беспилотные автомобили в основном проходят стадию испытаний, хотя системы помощи водителю активно внедряются в серийных моделях. Автомобили Google – сделанные с нуля двухместные прототипы и модифицированные SUV Lexus – в испытательном режиме вовсю колесят по улицам отдельных американских городов, где самоуправляемые машины разрешены законом. Общий пробег машин IT-гиганта превысил 2,4 млн километров.

За это время Google Car более десятка раз попадали в несерьезные аварии в реальных дорожных условиях. Корпорация признала вину своей технологии только один раз – после столкновения с пассажирским автобусом в феврале 2016 года. Ответственность за остальные ДТП Google возлагает на людей – водителей других автомобилей.

https://www.youtube.com/watch?v=I9T6LkNm-5w

Первое ДТП с участием беспилотной Google Car, в которой компания признала свою вину. В аварии никто не пострадал

Первая авария со смертельным исходом, где, как предполагается, может быть виновен «автопилот» компании Tesla, также произошла в этом году. Точные причины трагедии остаются неяcными. Автомобиль Model S врезался в грузовик то ли потому, что компьютерное зрение не разглядело кузов поворачивающей со встречной полосы машины на фоне яркого неба, то ли потому, что не сработали автоматические тормоза. Известно также, что погибший водитель Tesla не пытался затормозить вручную. Илон Маск и другие топ-менеджеры автопроизводителя настаивают на том, что число спасенных за счет технологии жизней в любом случае больше, чем погибших из-за ее возможных сбоев.

В настоящее время владельцы Tesla могут включить так называемый автопилот при езде по скоростным трассам. Система, правда, просит водителя не убирать руки с рулевого колеса и быть готовым перехватить управление в любой момент.

Схема смертельной аварии с участием Tesla Model S и грузовика

Источник: New York Times

Как будут развиваться беспилотные технологии в ближайшие десятилетия?

Наиболее вероятным сценарием является постепенное сокращение роли водителя за счет развития ADAS и дальнейшей автоматизации процесса управления.

«Я думаю, значительная часть перехода на беспилотный режим будет идти эволюционным путем. Даже если завтра будет создан полностью беспилотный автомобиль, все сразу не смогут перейти на него», – говорит аналитик компании «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов.