Umit Bektas / Reuters
В начале прошлой недели Турция начала военную наземную операцию на территории Сирии под названием «Щит Евфрата». Формальным поводом стал теракт на курдской свадьбе в городе Газиантеп, в результате которого погибло более полусотни человек. Целью операции Анкара официально объявила зачистку приграничных с Турцией районов Сирии от боевиков запрещенного в России «Исламского государства», на которых власти возложили ответственность за этот и многие другие теракты на территории Турции. Правда, специалисты по Ближнему Востоку отмечают, что Газиантеп – лишь предлог, а настоящая причина вторжения – опасные для Анкары военные успехи сирийских курдов.
За правый берег Евфрата
Турецкое руководство не раз подчеркивало, что Отряды народной самообороны (ОНС) сирийских курдов – это, по сути, местное отделение «террористической» Курдской рабочей партии, действующей в самой Турции. Но для острой неприязни к ОНС у Анкары есть и иные причины. Действия курдов, которые ставят целью воссоединение Роджавы (Сирийского Курдистана) в одно территориально-непрерывное и политически автономное образование, в последние месяцы были все более успешными. Несмотря на предупреждения Турции, войска ОНС из кантонов Джазира и Кобани форсировали Евфрат, отбили у ИГ город Манбидж и продолжают уверенно наступать на запад, явно планируя соединить подконтрольную им территорию с курдским кантоном Африн, расположенным на крайнем северо-западе Сирии. Если этот план осуществится, Турция окажется отрезанной от Ближнего Востока враждебным курдским образованием, тянущимся от Средиземного моря до Ирана.
Для президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, мечтающего о восстановлении былого величия Османской империи и считающего Ближний Восток сферой жизненно важных интересов, это стало бы поражением катастрофических масштабов. Поэтому предотвращение воссоединения курдов – безусловный приоритет для Анкары. Кроме того, успех сирийских курдов в государственном строительстве воодушевил бы на аналогичные шаги и их турецких соплеменников, а это прямая угроза сепаратизма уже внутри Турции.