Кадр из фильма «Семейка Тененбаум».

Кадр из фильма «Семейка Тененбаум».

Touchstone Pictures

Проект «Исследование математически одаренной молодежи» («Study of Mathematically Precocious Youth», SMPY) начался в 1971 году, после того как профессор психологии Джулиан Стэнли встретил в университете Джонса Хопкинса совсем молодого, но ужасно скучающего парня по имени Джозеф Бейтс. Двенадцатилетний подросток настолько опередил в учебе своих сверстников, что родители пристроили его на занятия по информатике в университет. Освоив программу раньше студентов, Бейтс в конце концов начал преподавать им один из языков программирования. К 17 годам он получил степени бакалавра и магистра, а позднее стал одним из первопроходцев в области искусственного интеллекта. Пример этого молодого человека вдохновил исследователей начать проект, который помогает понять, что требуется, чтобы вырастить выдающихся ученых, инженеров и предпринимателей, рассказывает Nature.

Бейтс стал «нулевым студентом» в исследовании Стэнли, которое к сегодняшнему дню ведется уже 45 лет и является наиболее длительным проектом такого рода. В рамках SMPY ученые находят детей моложе 13 лет с выдающимися способностями и отслеживают их прогресс на протяжении жизни. В эксперименте приняли участие более пяти тысяч человек, а сам он послужил основой для более чем четырехсот научных работ и книг и дал важные знания о том, как следует выявлять и развивать таланты в науке, технологиях, инженерии и математике – наборе дисциплин, которые в американской образовательной традиции обозначаются общим акронимом STEM.

Результаты SMPY несколько противоречат известной идее, что успех прежде всего зиждется на практике и что любой достигнет высот, если приложит достаточные усилия. Как пишет Nature, пример участников проекта показывает, насколько влияние изначально одаренных и выдающихся личностей, которые получали соответствующую поддержку, перевешивает влияние остальных в обществе. «Дети, которые попали в верхний 1% [по результатам вступительного университетского экзамена], обычно становятся видными учеными, топ-менеджерами из списка Fortune 500, федеральными судьями, сенаторами и миллиардерами», – комментирует один из исследователей SMPY Джонатан Вэй.

Согласно статистике SMPY, высокие когнитивные способности, проявившиеся в раннем возрасте, оказывают больше влияния на дальнейшие достижения, чем факторы среды, например социально-экономический статус. Именно поэтому ученые настаивают на необходимости взращивать и помогать одаренным ученикам с детства. Согласно исследователям, принятые ранее подходы по выявлению выдающихся способностей – например, отбор по результатам тестов IQ – оказались неадекватными. Вот несколько общих выводов о том, что действительно позволяет оценить и развить способности ребенка.