Shamil Zhumatov / REUTERS
За неделю обострения отношений с США Россия отказалась от участия сразу в трех соглашениях между странами, ссылаясь на «недружественную политику» Вашингтона. Приостановлена программа утилизации оружейного плутония, совместные исследования в области мирного атома, соглашение о переводе российских реакторов на низкообогащенный уран.
Судя по последним заявлениям сторон в выходные, на этой неделе обмен резкими высказываниями продолжится. Slon Magazine посмотрел, из каких еще соглашений с американцами Россия может выйти и к чему это может привести.
Контроль за вооружениями
Главное соглашение о разоружении между Россией и США — Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Договор устанавливает число ядерных боеголовок и их носителей с каждой стороны. Первую версию этого соглашения, ОСВ-1, подписывали еще Брежнев и Никсон в 1972 году.
По действующему соглашению к февралю 2018 года Москва и Вашингтон должны оставить на боевом дежурстве не более семисот носителей ядерного оружия — пусковых установок, подлодок и бомбардировщиков, на которых суммарно установлено не более 1550 боеголовок. Американцы выполнили это условие уже к 1 сентября 2016 года. Москва, в свою очередь, не торопится сокращать боеголовки (пока их 1796), но с первого дня опережает требования соглашения по носителям — у России уже в 2011 году их было не 700, а всего 521 (сейчас — 508).
Не стоит забывать и про Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), по которому СССР и США к 1991 году уничтожили все подобные комплексы, прекратив наращивание арсеналов в Европе. Теперь российский президент Владимир Путин регулярно указывает, что появление американских систем ПРО на континенте создает условия для нарушения договора.
«Каждая из сторон свою часть этих соглашений выполняет. Если из них выйти, то контрагент начнет делать то же самое. Насколько России выгодно, чтобы США получили ракеты средней и малой дальности и начали наращивать ядерный арсенал?» — говорит директор программы «Россия и ядерное нераспространение» ПИР-центра Андрей Баклицкий.
Последнее соглашение, из которого мы выйдем, — соглашение о прямой линии связи с президентом США, появившейся во время Карибского кризиса 1962 года, считает Баклицкий. Линия была проведена после того, как в разгар обострения, грозившего ядерной войной, американцам понадобилось полдня на получение и расшифровку очередного послания советского лидера Никиты Хрущева. К моменту, когда Джон Кеннеди подготовил ответ, Хрущев успел выступить с новыми требованиями — на этот раз в открытом радиоэфире.