России грозят очередные санкции, и это повод еще раз задуматься о том, в какой степени власти тех или иных государств вообще могут повлиять на политические режимы в других странах. Помимо санкций, для такого влияния могут использоваться и другие инструменты, от обязательств по проведению реформ, вытекающих из членства в международных организациях, до конкретных программ поддержки гражданского общества или экономических преобразований. Такие инструменты влияния часто называют причинами протестов, революций и переворотов. Однако сами правительства и международные институты, которые реализуют подобные программы поддержки, нередко оценивают свою деятельность как не очень успешную. Независимые исследования, например, Европейской политики соседства или деятельности Агентства США по международному развитию (USAID) подтверждают этот вывод.
Хотя международное влияние и не способно напрямую изменить политический режим, исследования политологов показывают, что оно может способствовать или, наоборот, мешать тем трансформациям, которые в стране уже происходят: например, росту протестной активности, запросам населения на демократизацию или серьезные реформы. Вот основные механизмы такого влияния.
Заражение от соседа
В свое время политолог Самюэль Хантингтон заметил, что демократизации и авторитарные откаты происходят волнами, и назвал процесс падения авторитарных режимов в 1974–1991 годах третьей волной демократизации. Позднее такой феномен получил название «заражение» (contagion, diffusion): волна демократизации или, напротив, откатов к диктатуре, подобно вирусу, распространяется от одной страны к другой, чаще всего к соседней. Примером «заражения» часто называют, например, события «Арабской весны».