
Ян Вермеер. Молочница
Пересказ книги Марка Курлански «Молоко!» (Milk!: A 10,000-Year Food Fracas. Bloomsbury Publishing, 2018)
Контекст
Американский журналист и писатель Марк Курлански прославился своими попытками взглянуть на историю цивилизации под совершенно неожиданным углом, погружаясь в бытовые и кулинарные особенности разных эпох. Он уже рассказывал о том, как изменили мир треска («Треска. Биография рыбы, изменившей мир»), соль («Всеобщая история соли») и устрицы (The Big Oyster). На этот раз он заглядывает на пастбища и кухни, в коровники и сыроварни, чтобы рассказать о том, как на протяжении 10 тысяч лет менялось отношение людей к молоку. Кроме исторического экскурса, в книге много кулинарных рецептов: средневековые тушеные блюда на молоке, блинчики для бедных и богатых, французские соусы и индийская экзотика.
Кипячение молока для продления срока хранения использовалось задолго до Пастера. Есть письменные свидетельства двенадцатого века, но технология наверняка еще старше. Если у вас есть огонь и молоко, что мешает применить одно к другому?
Для приготовления йогурта молоко тоже надо прокипятить... Сам же йогурт имеет не столь древнюю историю.
Да, еще, Луи Пастер стерилизовал вино, а не молоко.
"Антибиотики не вредят здоровью человека напрямую, но, попадая из молока в организм, делают нас более устойчивыми к лекарствам..."
Люди и так очень устойчивы к лекарствам, судя по тому, сколько их потребляется в мире...)
А точно ли корова, которая живет всего полгода, способна давать молоко? Это же не мыши, у коровы срок беременности девять месяцев. Или здоровых коров, дающих нормальное молоко, привозили поближе к пивоварне, чтобы получать несколько месяцев синюю жидкость?