Личный архив
Журнал «Деньги» на платформе Republic продолжает серию интервью с руководителями столичных школ о настоящем и будущем российского образования. Этот разговор – с директором амбициозного проекта «Новая школа» математиком Кириллом Медведевым. Инициатором создания «школы будущего» на Мосфильмовской улице был Никита Мишин – акционер железнодорожной группы Global Trans и со-основатель транспортно-инфраструктурного холдинга «Н Транс». Проект финансируется через его благотворительный фонд «Дар», занимающийся развитием школьного образования с 2005 года. На поиск площадки, формирование концепции и команды, а также строительство ушло 12 лет (за это время фонд направил на поддержку существующих московских школ около 1,3 млрд рублей). Хотя проект «Новая школа» называется некоммерческим, обучение обходится родителям школьников примерно в 60 тысяч рублей ежемесячно. Медведев рассказывает, почему создатели школы считают это обоснованным и чему хотят научить современных детей.
– Статусные родители, которые получают отказ, потому что их запросы не совпадают с вектором учебного заведения, огромный конкурс и непонятные условия отбора, слухи и домыслы, вокруг вашего проекта… Что это? Грамотный пиар или действительно вы что-то такое нащупали, чего другие предложить не могут?
– «Новая школа» прокладывает свой собственный путь. Мы ищем гармоническую середину: сохраняя фундаментальный подход к преподаванию, меняем сам принцип обучения. Еще относительно недавно основой стандартов были знания, сейчас ставка делается на компетенции, кроме предметных результатов важны метапредметные, личностные достижения, возрастает роль критического мышления, креативности, умения выступать в сотрудничестве.
Поэтому, опираясь на традиции академического образования, которыми отличались советские спецшколы, мы строим наш учебный процесс с акцентом на всестороннее гармоничное развитие и ориентируемся на личностный выбор ребенка, его субъектную позицию.
Мы используем успешный российский и иностранный опыт и развиваем свое. Простой перенос западных, пусть и даже очень успешных методик не работает. Причина в разных культурных кодах, отличных ожиданиях общества, условий и так далее. Мы нащупываем свой путь, все время пребываем в поиске и готовы меняться.
– Какими вы хотите видеть своих учеников?
– Раньше говорили «таким, чтобы не пропал». Сегодня они растут в сложную эпоху, наш VUCA-мир несет неопределенность будущего, в нем зашкаливает количество информации и неоднозначность решений, но никто априори не знает, каким должно быть образование, чтобы гарантировать успех в жизни (акроним VUCA, который применяется для описания современной реальности, включает в себя volatility (изменчивость), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). – Republic).
Поэтому особенно важно дать ребенку инструмент, то есть научить учиться, и помочь ему выработать субъектную позицию, ставить цели, самостоятельно строить образовательную и личностную карьеру.
Я окончил физико-математический лицей «Вторая школа», потом там преподавал и был завучем. Спецшкола – это мощный поток, попав туда, ребенок получает запланированный результат в виде поступления в ведущие вузы страны. Но такой подход не всегда закрывает дефициты детей в развитии эмоционального и социального интеллекта, метапредметных навыков, готовности к действиям в окружающей реальности, умения делать выбор и отвечать за него.
– А как быть в ситуации, когда ребенок не любит спорт или музыку, а талант в этой области есть? Заставлять или нет?
– За детей очень часто решают родители. Но правы они были или нет, будет понятно только через десятилетия. Мы в «Новой школе» считаем, что выбор должен делать ребенок сам, а наша задача – помочь ему разобраться в себе, своих талантах и поддержать его решение.