В 2016 году, во время очередного всплеска дискуссий вокруг безусловного основного (или базового) дохода (далее БОД), на вокзале в Цюрихе был проведен эксперимент – купюры по 10 франков раздавались всем желающим. Ответом на инициативу стало живейшее недовольство. В том же году швейцарцы отказались от введения БОД. Многие комментаторы посчитали, что причина столь негативной реакции – в давно укоренившемся представлении о том, что всякий труд должен быть оплачен, и, наоборот, оплачиваться должен только труд. То есть препятствием для БОД может стать эдакая заскорузлая этика добропорядочности, а может даже и дух протестантизма, и нужно его как-то преодолеть, понять, что в этом нет ничего зазорного – брать, раз дают.
Проблема может, однако, оказаться сложнее. БОД, концепция которого разрабатывается ныне множеством политических и теоретических школ, интересен самим этим привкусом скандальности, который не удается скрыть ни левым теоретикам, ни правым. Это-то и странно, учитывая, что ничего принципиально нового в БОД нет. Достаточно сказать, что «негативный налог на доход» предлагал еще Милтон Фридман, более того, во многих регионах уже действуют те или иные варианты БОД (например, на Аляске), а пилотные проекты показывают вполне положительные результаты. Что же, собственно, коробит в БОД обывателя, почему даровые деньги могут вызывать у нас неприятие, даже если раньше мы не были замечены в трудовой этике и не считаем, что деньги можно получать только за труд и никак иначе?