Исследования специфических особенностей российского топ-менеджмента довольно популярны. Их авторы несколько эпатажно фиксируют ряд характерных для российских руководителей качеств: низкую уверенность в себе, дефицит эмпатии, общую неустойчивость, тревожность, заниженную или, наоборот, гипертрофированно завышенную самооценку.
Недавно подобный замер опубликовали в HBR специалисты кадровой консалтинговой компании Odgers Berndtson, показав классический типаж неврастеника как наиболее характерный для национальной корпоративной среды. В результате опроса 500 руководителей с использованием психометрического теста Hogan Assessment консультанты зафиксировали подобные качества у 57% мужчин-управленцев и у 68% женщин из руководящего состава.
Замечено, что в ситуации рабочего стресса российские менеджеры используют либо стратегию избегания, либо стратегию нападения. Они либо замыкаются в себе, занимают глухую оборону, избегают контактов с окружающими, либо ощущают себя центром какого-то большого прорыва: начинают фонтанировать идеями, часто фантастическими, повышенно агрессивны и склонны драматизировать ситуацию. С подобным набором качеств, считают аналитики, российские бизнес-команды хорошо настроены на действия в ситуациях кризиса, однако слабо приспособлены к поступательному развитию, кооперации и формированию команд.
Относительность подобных выводов, на первый взгляд, очевидна. К сожалению, в публичных материалах исследования не приводятся сведения о выборке – к каким типам компаний относится совокупность респондентов, насколько корректно представлены разные по своему генезису и месту на рынке структуры. Российский бизнес-рельеф отличает высокий уровень неравномерности. В нем смешались очень разные типы акционерных и менеджерских культур, даже если речь идет о компаниях одной отрасли. Мы видим, к примеру, сильную дифференциацию между корпоративными культурами в нефтяном секторе, в ритейле, в банковском сегменте. Достаточно сравнить такие компании, как «Роснефть» и «Газпром нефть», обе формально государственные. Или любую из них с «Лукойлом». Различия ощутимы даже внутри одних холдингов – между материнскими и дочерними компаниями. По-разному настроены руководители в крупном, среднем и малом бизнесе.
И все же, при всех оговорках, базовая интуиция в отношении ситуации с менеджментом корректна.