В последние дни Владимир Путин несколько раз обращался к событиям 1939 года и роли Польши в них, намекая в том числе на антисемитизм политики Варшавы перед войной. Очевидно, исторические «открытия» Путина продиктованы текущими событиями и к подлинному постижению уроков истории отношения не имеют. Поэтому стоит напомнить, какие реальные проблемы стояли перед Польшей накануне войны и почему она их не решила.
Проблема многонациональная
В XIV веке Польша при короле Казимире Великом стала всеевропейским прибежищем для евреев. Когда в Западной Европе шли волной еврейские погромы, усугублявшиеся эпидемией чумы (причиной которой считали отравление колодцев иудеями), в Польше были введены строгие законы, защищавшие это религиозное меньшинство. Неудивительно, что в страну началась еврейская эмиграция из Германии. Несколько веков иудаистские общины Польши процветали, именно на этих землях ключом била еврейская жизнь, на них зародился и расцвел хасидизм (Польшу мы понимаем именно как Речь Посполитую – включающую современную Белоруссию и правобережную Украину). Страну называли «еврейским раем».
С того времени история Польши неотделима от истории евреев. Достаточно сказать, что у величайшего поэта страны Адама Мицкевича и мать и жена происходили из крещенных евреев-франкистов – факт не особенно популяризируемый в Польше (нечто вроде эфиопского происхождения Пушкина). В период между мировыми войнами – эпоху, о которой говорит Путин, – евреи занимали выдающееся место во всех сферах польской жизни, кроме политики. Если говорить о той же литературе, то это – Бруно Шульц, Юлиан Тувим, Александр Ват, Болеслав Лесьмян, Ян Бжехва. Да и после войны – достаточно вспомнить Тадеуша Ружевича и Станислава Лема.
Проблема заключалась вовсе не в евреях.