unsplash.com
«“Большая четверка”. Секреты успеха Amazon, Apple, Facebook и Google» (выходит в издательства «Манн, Иванов и Фербер»), которую написал известный аналитик и предприниматель Скотт Гэллоуэй, при первом приближении может показаться очередной скудной на идеи одой лидерам цифровой индустрии, каких за последние годы создано немало. Но, поверьте, это не так. Перед нами довольно остроумное турне по миру, в котором заправляют IT-небожители. Очевидно, список неполный и будет прирастать. Есть, например, известная аббревиатура FAANG (Facebook, Amazon, Apple, Netflix и Google), котороя тоже имеет право на существование. И тем не менее Гэллоуэй концентрируется на четверке – таков уж авторский выбор по состоянию на 2017-ый, год выхода книги на Западе.
«Любая из компаний “Четверки”, – отмечает он, – сегодня располагает более значительными интеллектуальными и технологическими возможностями, чем Манхэттенский проект и программа “Аполлон” вместе взятые. У этих компаний практически неограниченные, причем невероятно дешевые, вычислительные мощности. Они пользуются достижениями трех поколений в области статистического анализа, оптимизации и искусственного интеллекта. “Четверка” получает поток данных, которые мы изливаем круглые сутки; анализируют их самые умные, творческие и целеустремленные люди на свете».
Что такая концентрация таланта и капитала сулит новым поколениям «белых воротничков», более-менее ясно уже сегодня: острейшую конкуренцию и жесточайшее расслоение на рынке труда: «Герои и новаторы прошлого создавали и продолжают создавать сотни тысяч рабочих мест. Рыночная капитализация [по состоянию на 2017 год] Unilever, которая составляет $156 млрд, распределена по 171 тысяче домовладений среднего класса, а в Intel с капитализацией $165 млрд работает 107 тысяч человек. Сравните: у Facebook $448 млрд и 17 тысяч сотрудников. Нам представляется, что эти крупные компании обеспечивают занятость множества людей, на самом деле же речь идет о небольшом числе высокооплачиваемых рабочих мест, тогда как все остальные дерутся за крошки с их стола. В перспективе население США может расслоиться на три миллиона “феодалов” и 350 миллионов “крепостных”». В выбранной главе автор обращается к молодежи, которой предстоит сражаться за место под солнцем в условиях безжалостной меритократии и технологической олигополии. Что поможет им в этом преуспеть?
Доминирующее положение «Четверки» существенно сказывается на конкурентной обстановке и жизни потребителей. Но как эти компании влияют на карьерный путь среднестатистического образованного человека? Думаю, каждый молодой специалист должен учитывать «Четверку» и ее влияние на экономику. Из-за этих компаний заурядным предприятиям стало сложнее добиваться успеха, а стартапам в сфере потребительских информационных технологий – выживать и даже участвовать в конкурентной борьбе. Поскольку по статистике большинство из нас – середнячки, чему мы можем научиться, чтобы совершить рывок от хорошего к лучшему и даже великому? Хочу поделиться некоторыми соображениями о том, какой должна быть успешная карьерная стратегия в этом «дивном новом мире».
В целом сейчас лучшее время для выдающихся личностей и худшее для заурядных. Это одно из главных последствий нестабильной среды, сложившейся в результате подъема «лотерейной» экономики, при которой цифровые технологии создают единственный рынок, где лидер присваивает почти все выгоды. Поток глобализации размывает границы между мелкими «прудиками» – предприятиями и регионами, и образуется несколько широких озер. Минус здесь в том, что хищников становится больше, а плюс – то, что крупной рыбе в глубоком озере живется очень привольно, и «Четверка» тому самый убедительный пример. Однако это явление обернулось таким последствием для рынка: ценность продуктов высшей категории резко возрастает, а менее престижных снижается.