Беспрецедентное снижение цены на нефть (на неделе цена на российскую Urals падала ниже $10 за баррель) – серьезный удар по российскому бюджету. В прошлом году нефтегазовые доходы составили 7,9 трлн рублей. В этом году российский бюджет рискует не получить и половины этой суммы.
Что будет с нефтегазовыми доходами
Российская система налогообложения нефтяного сектора устроена таким образом, что поступления по основным налогам напрямую привязаны к изменению мировых цен на нефть. Около 85% нефтегазовых поступлений приходятся именно на нефть и нефтепродукты. Поэтому именно нефтяные, а не газовые доходы являются определяющими для бюджета.
При повышении нефтяных цен большую часть дополнительных доходов изымает федеральный бюджет. Аналогичным образом при снижении цен основной удар так же на себя принимает бюджет. Более того, существует минимум цены, учитываемый при определении ставки НДПИ и экспортной пошлины на нефть, который составляет $15 за баррель Urals. Это означает, что если средняя цена нефти Urals оказывается ниже $15 за какой-то месяц, то величина НДПИ и экспортной пошлины обнуляются. В следующий месяц компании не платят эти налоги в бюджет. Этот вычет «защищает» финансовое положение нефтяных компаний в условиях низких цен за счет сокращения поступлений в федеральный бюджет. Подобный сценарий может вполне реализоваться в ближайшее время.
В этих условиях «нижняя граница» цен на нефть для российских компаний уже определяется только операционными издержками на добычу ($3–4 за баррель) и расходами на транспортировку ($4–5 за баррель) и не зависит от налогов. Суммарно получается около $8–10 за баррель – при сохранении нефтяных цен выше этого уровня компаниям имеет смысл продолжать добычу. В апреле нефтяные котировки Urals на короткий период достигали величины $10 за баррель, верхней границы этого диапазона.