28 ноября 1834 года на Александра Пушкина в селе Тарутино напали пьяные местные ямщики. Они хотели его убить, он кричал, что они разбойники, а ямщики отвечали, что нет, не разбойники, просто свободные люди — «Нам дана вольность и поставлен столп в нашу честь».
В самом деле, тарутинских мужиков освободили за тридцать лет до всех остальных русских крепостных; это была патриотическая инициатива местного помещика графа Румянцева в память о тарутинском сражении Кутузова с маршалом Мюратом. «Столп», то есть памятную колонну, поставили сами крестьяне, выполняя условие Румянцева, на собственные деньги; Пушкин писал: «Церковь, а при ней школа, полезнее колонны с орлом и с длинной надписью, которую безграмотный мужик наш долго ещё не разберет». Но церковь советская власть наверняка бы снесла, а колонну не тронула, и к середине двадцатого века русский даже еще не мужик, а маленький мальчик уже, вопреки пушкинскому опасению, был в состоянии не просто прочесть, но и запомнить наизусть надпись на этом памятнике: «И река Нара будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные полчища Мамая».
Запомнить — и рассказывать потом, что именно тарутинское вольное происхождение (сам родился в Москве, но предки по матери были тарутинские, и он проводил у деда каждое лето) сделало его именно таким, каким мы его знаем: «Тарутинцы всегда были особенные, всю жизнь не любили государство, особенно советское. Всю жизнь полагались только на себя».
Ехал бы Пушкин через Тарутино в наше время, он, если бы на него напали, кричал бы — «Фашисты, скинхеды!», а мужики бы отвечали — «Мы не скинхеды, мы земляки Константина Анатольевича Крылова», и такой ответ Пушкина бы, вероятно, удовлетворил, уж с Крыловым-то он говорил на одном языке. Если и можно назвать кого-нибудь из известных русских националистов XXI века «нашим всем» или солнцем русской мысли, то это, безусловно, Крылов и, наверное, только Крылов. В каждой политической субкультуре есть человек, про которого и враги (которым по какой-то причине важно сохранять и демонстрировать незашоренность) должны говорить, что они, конечно, с ним не согласны, но не могут не признавать его ум и человеческие качества — вот у националистов такой фигурой был Крылов, на которого с одинаковым любопытством и уважением поглядывали и неосоветские либералы, и Кремль, и кто угодно. Вот про Тарутино — это вообще-то из его интервью для журнала The New Times, того самого, Евгении Марковны, а на заре прокремлевских молодежных движений Крылова даже вытащили выступать перед Сурковым, который пришел в восторг от крыловской формулы «молодежное движение без идеологии — это как член без яичек», но никакого сотрудничества с Кремлем, слава Богу, у Крылова не вышло — как, впрочем, и с лидерами Болотной, которые только к третьему, что ли, митингу разрешили ему выступить со сцены, а потом даже пустили по националистической квоте в свой координационный совет. Тут напрашивается образ Колобка, который и от Белковского (тогда — влиятельного политтехнолога) укатился, и от Суркова (даже от двух Сурковых — кремлевского в нулевые, и дээнэровского в десятые; Крылов, разумеется, поддерживал Русскую весну, но представить его называющим очередного мурзилку-назначенца «Батей» просто невозможно), и вообще от всех, но если назвать Крылова Колобком, повествование уйдет в сторону — да, фактурный образ полного невысокого мужчины располагает в том числе и к визуальным ассоциациям, а Крылов с ними сам сознательно боролся и придумал в какой-то момент «фашистскую диету», по которой первым похудел сам, стал похож уже не на Колобка, а на Ленина, но, хотя людей, готовых относиться к нему как к вождю, тогда уже хватало, политические проекты Крылова в условиях российской полицейщины (его и по 282-й статье судили) были самыми неуспешными; наверное, в альянсе с условным масоном Богдановым он бы смог добиться и регистрации своей партии, и даже, почему нет, выдвижения в президенты, но брезгливость и порядочность выше средней такие перспективы для него исключали полностью. Были моменты, когда он даже не по-бабченковски (Бабченко хотя бы формально продает публике свои тексты), а просто на еду собирал деньги через свой Яндекс-кошелек, отчитываясь потом в блоге, что купил какого-то мяса, овощей, поел, было вкусно. Это были, наверное, самые пронзительные его посты — голая беспримесная несправедливость, когда человек, которого целая политическая страта готова назвать своим идеологом, учителем, лидером, не может купить себе еды; а еще нужно иметь в виду, что еда, то есть буквально еда, в его текстах была таким вечным и принципиальным пунктом — кулинарная тема была для него простым и парадоксальным политическим лозунгом в том смысле, что если ты за русских, ты должен мечтать о том, чтобы русские вкусно ели. Во время очередных цензурных неприятностей его приятель из лоялистского бумажного еженедельника попытался пристроить его к себе в редакцию вести кулинарную рубрику — если о политике нельзя, то о еде-то кто помешает? Вышла одна статья про чебуреки, потом позвонили, сказали, что и про чебуреки нельзя.
Ему, персонально ему, почему-то и в самом деле было нельзя гораздо больше, чем в среднем по медийной и политической палатам, и более благополучные современники смеялись над его алармизмом и даже придумали для него лозунг «РЛО», «русских людей обижают». Хорошо, допустим, русские люди и в самом деле обижались на окружающую среду меньше и реже, чем об этом говорил Крылов, но, с другой стороны, если ты не обижаешься, это ведь не значит, что нет ничего обидного. Сама по себе его судьба, в которой вершиной формальной карьеры была должность главреда в ветеранской многотиражке «Спецназ России» — это ведь обидно совсем не для него одного, для всех; качество, количество и конкурентособность написанных им текстов (ни то, ни другое, ни третье не оспаривается вообще никем) радикально не соответствовали его роли в любой из общественных иерархий — формально он не числился ни политиком, ни философом, ни даже журналистом, просто блогер. В поколении блогеров и сторожей он, пожалуй, бесспорный лидер — человек, в свободной конкурентной среде имевший бы и партию, и университетскую кафедру, и большое издательство, а в нашей несвободе оставшийся ЖЖ-юзером-тысячником, но и в этом тинейджерском титуле не должно быть никакого пренебрежения — интернет и блоги в начале этого тысячелетия позволили ожить русской общественной мысли, дали голос тем, кто на протяжении целого века не имел никакого политического или медийного представительства. Двадцать лет назад общественное сознание видело националиста опасным скинхедом, место которому в криминальной хронике. Сейчас о националисте из Живого журнала довольно почтительный некролог публикует «Коммерсантъ»; странно говорить об умершем человеке, что его заслуга, помимо прочего, в том и состоит, что он добился своего права на этот некролог, но жизнь в России сама по себе странная, поэтому можно даже без оговорок — ну да, добился, и это такая даже победа, почему нет. Его будут помнить, будут читать, будут издавать — его наследие огромно, и изучить его под силу только поколению, не меньше. И это поколение уже существует.
До большой, полной, настоящей победы он, к сожалению, не дожил, но он — ключевой соавтор ее неизбежности. Век антинациональной диктатуры не прошел даром, русские как нация до сих пор в процессе становления, государство предпочитает неосоветскую модель «новой общности», которая, впрочем, чем дальше, тем нежизнеспособнее выглядит — даже нынешний полукарантин демонстрирует несостоятельность всех отношений между государством и обществом, и понятно, что это не последний случай, когда обе стороны, когда мысленно, а когда и вслух, недоумевают, зачем они друг другу нужны. Крылов, чуть ли не первым противопоставивший Россию «Эрефии», Россию любил и в Россию верил. На другой стороне только циники, верящие только в технологии и эффективность. Спрашивать, что сильнее — технология или любовь, — даже неловко.
Спасибо. Вечная память Константину Крылову.
Русских националистов нынешняя власть использует втёмную в своих целях, при этом полностью контролируя их ("русская весна"), а выходящих из-под контроля беспощадно подавляет, поскольку власть совершенно не готова к переустройству РФ, которое, так или иначе, неизбежно в будущем. Может даже в не далёком.
"человек, которого целая политическая страта готова назвать своим идеологом, учителем, лидером, не может купить себе еды"
= = =
Что ж, если такие "герои", то большие проблемы - что у "русских", что у "русского национализма" (страта, ага). Собственно, это и есть факт.
Спасибо, Олег. Спасибо, Репаблик.
К чему этот сарказм в комментариях на тему русского национализма? Чем он хуже еврейского? Крылов всего лишь хотел, чтобы русские чувствовали себя в России как евреи в Израиле.
Владимир, Россия не такая страна, как Израиль или Польша - она такая страна, как США, Великобритания, Китай или Индия, с десятками или сотнями народов. Поэтому в России национализм всегда зло, и поэтому же в "моностранах" то, что называют национализмом - это совсем другое.
Зло только русский национализм в такой стране, как Россия? Или татарский тоже зло? А чеченские, башкирские и якутские национализмы, они - зло?
Владимир, национализм - всегда зло, особенно в такой стране как Россия, США, Китай, Индия, Великобритания, итд.
Так может начать бороться с этим злом не с русских? Давайте пропустим вперёд татар?
Сама мысль о том, что надо выбирать, с каким из национализмов бороться первым - чистое зло.
Вы пишите, что Россия не такая страна, как Польша, она многонациональная. А давайте попробуем вспомнить, как Польша стала мононациональной страной? Куда делись немцы? А куда исчезли евреи? А русские куда делись? Где украинцы, белоруссы? Чехов как из пресловутой Тешинской области изгоняли? А теперь Польша юденфрай, да и фрай не только от юден... Неудачный пример вы привели с Польшей. На тему же национализма в 21 веке. Прямо сейчас новости сообщают о начале переговоров по предоставлению уступок Украине Венгрии в вопросах использования венгерского языка. А иначе Венгрия блокировала продвижение Украины в НАТО и ЕС. А почему? А потому что Орбан, да и тот, кто придёт ему на смену, не имеет шансов избраться, если не будет показывать венгерскому народу, как он заботиться о венграх, о венгерском национализме. И Крылов хотел, что бы президент России и политические силы, приводящие его на этот пост, чётко понимали, нет и не может быть будущего у политика в России, который не заботится о процветании русских. И русские должны жить в России не хуже евреев в Израиле, японцев в Японии и венгров в Венгрии
Вы правы, пример с Польшей не очень (очень не?) удачный. И это ещё раз ярко показывает, что национализм - зло.
Национализм в целом уже малоактуален, это прошлое. И, кстати, по приведенному вами в пример Израилю это прекрасно видно. Не могут русские как-то особо себя ощущать (точнее могут, но это искуственно) в стране, наполненной другими народами, чье присутсвие тут не оспаривается (чьи нац терриитории входят в состав РФ).
Про малоактуальность национализма вы татарам расскажите и чеченцам
Вы считаете что их общинные традиции современны? Вообще много чеченских или татарских национальных традиций повлияло на быт или философию других народов, русских например или эстонцев или пуэрториканцев? Я к тому что есть идеи, современные веку, органичные ему. Национализм, коммунизм, социализм, фашизм - были очень актуальны в 20-м веке. А в 21-м это уже прошлое.
Вашими бы устами да мёд пить. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от общества, уж извините меня за подобную банальность. И наличие здорового национализма имеет для нации, окружённой другими национализмами, такое же значение для выживания, как и наличие замка на вашей двери для сохранности вашего имущества
Этот пример также актуален для 20-го века. Современные люди мобильны. Пользуясь вашей метафорой они не живут в одном доме, а перемещаются постоянно. Нации, окруженные другими нациями - это архаика. Среди традиционных общин это еще очень часто актуально. Среди современных обществ - это вообще малопонимаемо. Если вы поймаете какого-то молодого чувака из кремниевой долины и расскажите ему о преимуществах и особенностях тейпов, он возможно даже не поймёт вас. Никто не должен вам мешать считать бухгалтерию вашей общины на счетах. Это ваш и общины свободный выбор. Но, по правде, это немного устаревшее решение. Да и общество, о котором вы пишете оно лишь в воображении. Москва - это русский город? Здесь есть разделение на отдельные национальные кварталы типа как в NY?
Вы будете отрицать наличие в Москве диаспор и этнических мафий?
Нет. Не буду. Это как раз представители очень архаичных сообществ. Я не отрицаю что такие сообщества имею тактические преимущества перед современной цивилизацией. Толпа представителей коренных народов дельты амазонки при всем уважении к их самобытности может разнести в клочья дата-центр или магазин автомобилей Тесла, но отсюда общество не делает вывод, что общественное устройство этих прекрасных людей очень перспективно и надо начинать бегать без трусов и с копьем.
Вы знаете, у юристов есть такая пословица: «Не знаешь, как поступить? Поступи по закону». Давайте посмотрим, что говорит основной закон Израиля (для сведения, конституции в Израиле нет, её заменяет свод основных законов):
Декларация Независимости Израиля
«мы, члены Народного Совета, представители еврейского населения страны и сионистского движения, в день окончания британского мандата на Эрец-Исраэль, и в силу нашего естественного и исторического права, а также на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН настоящим мы провозглашаем создание Еврейского Государства в Эрец-Исраэль - Государства Израиль.».
Я привёл всего лишь цитату. Можете прочесть целиком, я вам и ссылку любезно предоставляю. Очень чётко, конкретно и недвусмысленно говорится, что Израиль для евреев. И покойный Крылов всего навсего хотел, чтобы русские жили в России, как евреи в Израиле. И разве это плохо?
https://main.knesset.gov.il/RU/About/Pages/IndDeclaration.aspx
Хороший пример. Напомню Израиль был основан в 1948 году. 20-й век это расцвет национализма. Основной закон Израиля в то время ясно и чётко говорил, что тысячи евреев переживших Холокост могут приехать на свою землю, потому как в Польше их ждали погромы. Но вот сейчас в 2019/2020 году дополнение к этому самому закону, закон о национальном характере гос-ва (принятом в июле 2019) выглядит расистки, дискриминационно и большинство думающих людей в Израиле было против этого закона. В протестах приняли участие около 100 тысяч человек. Зато правые мессиански настроенные граждане рады несказанно. Это те же самые глубоко оторванные от реальности националисты которые вместе со своими партнёрами, религиозными мракобесами сгубят Израиль. И отвечая на ваш вопрос - да, это плохо. Вокруг России нет врагов, кроме придуманных, некому извне объединять страну. Израиль - страна, которая раздирается противоречиями и разделена по стольким признакам, что без внешних врагов её бы уже не было.
Но вот евреи в националистическом Израиле не бегают без трусов и с копьями. Странно, да? И японцы в националистической Японии никак не похожи на представителей коренных народов дельты Амазонки. Почему бы это? А ведь в Израиле невозможна ситуация, что бы не еврей стал членом правительства или владельцем преуспевающего бизнеса! В Японии нет и не может быть не японца члена правительства! Единствственный в Японии не японский крупный бизнесмен был Гон, да и того посадили. Или я не прав? Не подскажите национальности руководителей Сони, Тошиба, Тойота, Мицубиши, Ниссан, Мазда? Продолжайте спорить! Рассказывайте дальше про то, что национализм - это дикари с копьями, штурмующие дата-центры
Фигурально выражаясь бегают. Причём в большом кол-ве. У вас какие-то странные иллюзии относительно Израиля. В правительстве часто представлены друзы, в парламенте 23-го созыва 15 мандатов у объединённого арабского списка. В левых партиях на проходных местах нередко представители арабского населения. Но реально существующий национализм, на который вы явно намекаете - это достаточно позорное, на мой взгляд явление и оно тянет Израиль даже не в прошлое, а скорее к какой-то крайне негативной трансформации. Я не писал что националисты - это дикари с копьями. Я привел этот пример, что представители архаичных обществ могут легко портить жизнь в современном обществе как этим пользуются национальные мафиозные группы, которых вы привели в пример. Национализм жив и еще будет жить очень долго. Но само направление этой мысли оно беспереспективно для общества. Прямо сейчас смотрю концерт No Doubt. У вокалистки, Гвен Стефани отец итальянец, мать ирландко-шотладка, а муж бывший (Россдейл) наполовину еврей наполовину шотландец. Вот четкий пример разрушения национализма в современном мире
Ваши аргументы про Израиль не лишены логики. Да, возможно, пример «осаждённой крепости» не совсем корректен. Но вы не опровергли ни один мой аргумент по Японии. В мире, вероятно, нет более националистического государства. И государство успешно
Япония островное гос-во. С резко однородным по нац признаку населению. Там нет национальных земель иных народов. Для них однородность состава - это естественная ситуация, а не результат борьбы с истреблением или депортацией других народов и лозунгами типа: "Японцы лучше чем неяпонцы. Чем лучше? Чем неяпонцы". Это, в том числе, результат насильственной изоляции, который привел к результатам второй половины 19-го века. В общем это уникальная ситуация, которая никак не подходит ни для России, ни для большинства стран, ни даже для Израиля, на пример которого вы любите ссылаться почему-то.
Ой не надо. Евреи в Израиле чувствуют себя, прямо скажем, по разному. Не зря такая эмиграция оттуда
У них есть Родина и есть выбор
А как вы представляете себе границы Русского государства?
Мне нечего добавить к комментарию Skaunov
Везде, где русское большинство. Отличные границы.
А вообще нашли чем меряться. 20 млн ирландец в штатах не волнуют границы Ирландии. Потому что они знают где дом их культуры.
Я просто задал вопрос и ни чем не предлагал мериться.
Понял, что о границах (как Израиль, приведённый Судаковым) вы не задумываетесь.
Спасибо.
Полностью с вами солидарен!
Национализм - это что такое?
Это стремление оберегать самобытность своего народа?
Или в первую очередь презрение к другим?
Если у меня нет никаких других достоинств, кроме того, что я, скажем, коренной москвич, и буду именно на этом строить своё взаимодействие с не-москвичами, то я кто - московский националист?
РЛО?
Но, если я чувствую себя самодостаточным, и уверен в себе, то у меня ни к кому нет обиды.
И быть не может!
Обида - это метод манипуляции.
Манипулируя таким образом, человек пытается заставить другого, на которого влияния не имеет, выполнить своё желание.
Но у одного человека, или небольшой группы, это работает.
А у целого народа?
А вот целый народ, которому внушают, что он обижен, может быть очень опасен.
Обустроенные общества, живущие по внятным и общеобязательным правилам, с работающими социальными лифтами, не могут быть ни на кого обижены - по определению.
Но если только появилась у кого-то мысль, что "народ обижают", значит, что-то сломалось.
И громче всех кричат об обидевших, о супостатах, именно виновники разлада.
И придумывают, на кого направить гнев праведный.
Для русских этот набор "обижающих" стандартный, он всем известен, и перечислять не буду.
Хотя бы потому что все недруги имеют оскорбительные клички.
А зачем писать плохие слова.
Националисты, поддержавшие "русскую весну" встретились и обнялись с коммунистами, которых так ненавидят, в местечке под названием "а давайте русские будут кушать поменьше ради великой идеи".
Почему бы вам так же не пошутить на тему, как евреи собираются кушать меньше ради великой идеи? И ведь реально кушают меньше! В Израиле адские цены на недвигу и на автомобили. Продукты в разы дороже, чем в соседних арабских странах. Многие израильтяне уезжают в США за более высоким уровнем жизни. Но оставшиеся евреи понимают, что ради сильной армии и авиации, ради обладания ядерным оружием, ради великой идеи, можно и нужно кушать поменьше (разумеется, я это пишу в переносном смысле, как платить больше налогов).
Вы правильно пишете, в Израиле именно так и есть.
Там далеко не все живут очень хорошо.
Но Израиль не имеет другого выхода.
Если сегодня он расслабится, то завтра его не будет на карте.
Или даже сегодня вечером.
И вообще, сами израильтяне говорят, что на одном плече трудящегося еврея сидит араб, а а другом - ортодокс.
Такая уж это страна.
А когда в России гнилое проворовавшееся руководство (кстати, многонациональное!), провозглашает такие же лозунги, то это, мягко говоря, не совсем честно.
Опять же, Россия по факту и по т. н. Конституции не является страной русских.
Русским людям нужно своё конкретное национально-территориальное образование.
В названии которого будет слово "Русский, -ая, -ое".
Пусть даже оно будет меньше современной России.
Пусть такое образование будет субъектом Российской Федерации.
Без этого подмена понятий и пат для русского народа будут вечными.
Согласен с вами на 100%!
Русским людям нужно своё конкретное национально-территориальное образование.
В названии которого будет слово "Русский, -ая, -ое"
= = =
И после этого, внезапно, жизнь наладицца. Потому что, конечно же, это плохие "другие" не дают русским людям хорошо жить, порядок навести и пр.
Ваш сарказм какой-то не досказанный, неполный. Добавьте пожалуйста фразу «Что, татары, башкиры, чеченцы и ингуши, как появились у вас свои республики, жизнь заметно наладилась? Давайте с завтрашнего дня всё поотменяем и не федерация у нас будет, а унитарное государство». Так ведь честней?
для федерации, вообще-то, национальный контекст не нужен (Германия, США).
создание условной "Русской республики" в составе РФ - шаг к конфедеративному устройству. Я лично не против. Но с учетом всех обстоятельств и исторической традиции, надо начинать с вывоза всех желающих "русских" (т.е.+ украинцев, евреев, белорусов и пр.) из Якутии, Тывы, Чукотки, Бурятии, Кавказа, Татарии, Башкирии и т.д. на территорию "Русской республики".
Ну и конечно, надо будет определяться, что делать с финно-уграми Центральной России, которые вроде как уже согласились, что они "русские" (т.е. берем ли воблоглазую чухну в "русские"). Если их переводить из "Русской республики" в "Удмуртсткую", "Чувашскую", "Мордовскую", "Марийскую" и пр. республики, то (Великая) "Русская республика" начинает обретать формы территориально погрызанной Палестинской автономии...
Вы либо к Ленину до сих пор в мавзолей кланяться ходите, либо на русскую историю вам наплевать. Куда вы русских из наших губерний везти удумали? И кавычки будут уместнее вокруг вашей фамилии "Смирнов". То, что Ульянов с подельниками напридумывал каких-то республик, так и не сделало их национальными государствами, и все эти малые народы были интегрированы в русский ещё до него. Не пишите эту ересь никогда больше.
Эту претензию не ко мне. Это к "Русским людям нужно своё конкретное национально-территориальное образование. В названии которого будет слово "Русский, -ая, -ое". Имперцы должны схлестнуться с националистами!
Нет.
Дело не в мешающих, а в невозможности их придумывать в случае появления русского национального образования.
Например.
Есть Русская Республика. Как Чеченская. Как Татарская. Как Тувинская.
С русскими руководителями. С русским населением.
Если жизнь в этой Русской Республике не ладится, то кто виноват, кто обидчик? Да никто!
А если ладится, то честь и хвала русскому народу. Пример для подражания.
И не надо никого принудительно учить уму-разуму, и не надо никого спасать и освобождать.
И пропадёт подспудная зависть к тем народам, которые свои национальные образования имеют.
И появится возможность занятся своими делами, а не насильно устраивать дела всех окрестных и заморских друзей.
Которые своих незваных спасителей ненавидят.
Все это абстрактно выглядит хорошо и красиво. Только вот де-факто продолжающая существовать Российская империя не похожа на Британскую, где были Англия и Индия. Русские в большинстве практически в каждой типа национальной республике. Размежеваться не получится, русский национализм ИМХО в такой ситуации тупик. Надо искать другие идеи
Русский национализм может быть тупиком только при одновременном тупике татарского, башкирского, якутского, чеченского и иже с ними национализмов. При наличии национализмов других народов, населяющих Россию, необходимость в русском национализме есть вопрос жизни и смерти русского народа.
Поищите-поищите. Только социализм, пожалуйста, не предлагайте.
Вашей логике очень, увы, мешает "бритва Оккама". Потому что "русское (как и татарское, чеченское, и пр.) национальное образование" начинается прежде всего в головах. Телегу впереди лошади - в очередной раз. Сначала заканчивают с холопством, потом -> республика. Придумать "нечто" и наполнить ее тем же содержимым - тут уже проходили. В последний раз в 1991.
https://polit.ru/article/2010/12/08/furman/
вот именно поэтому местные гбисты Крылова гнобили, они любой национализм в принципе давят. Крым и "воссоединения" русских - можно, а русское национальное государство - нет. И за вашу точку зрения, если вы в России, вполне преследовать могут..
Спасибо за ссылку, очень интересная статья!
Он вообще сидел? Я просто не знаю даже .. Вроде всех националистов не поддержавших Крым загнобили посадками и тп.