Александр Петриков специально для «Кашина»

Такая, наверное, притча о силе слов: современная отечественная деловая пресса началась с изящной, но, в общем, необязательной и ничего не значащей шутки основателей «Коммерсанта» в 1989 году (взяли название несуществующей дореволюционной газеты и написали, что с 1917 по 1989 она «не выходила по не зависящим от редакции причинам»), но через тридцать лет та шутка ударила бумерангом – кавычки исчезли, и история российской деловой прессы тем и заканчивается, что бумажные «Ведомости» не выходят теперь буквально по не зависящим от редакции обстоятельствам. Вроде бы формально это карантин, но перед нами тот, видимо, редкий случай, когда карантин пришелся идеально кстати – если бы редакционная драма сопровождалась ежедневным выходом (никому, наверное, уже и не нужной) газеты на розовой бумаге, все было бы гораздо невыносимее, чем сейчас, когда только ежеутренняя рассылка для подписчиков «вместо свежего номера» напоминает о том, что «Ведомости» – это не только Андрей Шмаров, снимающий с сайта очередную антисечинскую заметку.

Да и кому теперь интересно про Шмарова? Анекдот, рассказываемый больше одного раза, перестает быть смешным; понятно, что никакого Шмарова тоже уже нет, это личность разового употребления, и употребление уже состоялось. Сейчас центр конфликта вокруг «Ведомостей» переместился уже за пределы редакции, причем не только в пространстве, но и во времени; в этом смысле только теперь драма «Ведомостей» стала уникальной и выпала из двадцатилетнего ряда линейных конфликтов между журналистскими коллективами и околокремлевскими захватчиками. То есть да, вроде бы нынешний коллектив «Ведомостей» продолжает воевать со злосчастным Шмаровым, но за этим никто уже и не следит; реальный конфликт причудливо разбросан во времени и пространстве, и в этом конфликте журналисты «Ведомостей» всех поколений (среди авторов коллективного расследования четырех изданий о «Ведомостях» – двое бывших главредов газеты, Татьяна Лысова и Елизавета Осетинская) противостоят Демьяну Кудрявцеву, чья роль в судьбе газеты также беспрецедентно подвергается ревизии задним числом – это как если бы в 2001 году еще не распавшийся коллектив НТВ, то есть и Евгений Киселев, и Парфенов, и Шендерович, все вместе, – как если бы этот коллектив обрушил свой объединенный гнев на Владимира Гусинского, набравшего в свое время газпромовских кредитов и сделавшего поэтому неизбежным захват телеканала Кремлем. Тут даже нет особого сарказма – в принципе можно же драму того НТВ описать именно так? Но поколение Киселева, Шендеровича и Парфенова, видимо, еще жило какими-то другими, возможно, ошибочными представлениями о мире и, несмотря на свое (конечно, у кого-то больше, у кого-то меньше) лицемерие, было не готово отделять себя времен расцвета НТВ, людей творческих и в принципе не обязанных интересоваться всякой политико-экономической грязью, от своего акционера-интригана, который, несомненно, и с вяхиревским «Газпромом» заигрался, и с Кремлем, и с Лужковым и много с кем еще. Интриганство и политическая нечистоплотность Гусинского до 2001 года гарантировали свободу творчества УЖК (а Парфенову и его людям – еще и после Гусинского по инерции целых два года), и как тут вообще отделить юмор Шендеровича или душевность Сорокиной от того, что делал Гусинский? Без него и без газпромовских кредитов не было бы ни душевности, ни юмора, вообще ничего.