Александр Петриков специально для «Кашина»
Борьба журналистов «Ведомостей» за свою газету вызывает восхищение, уважение и гордость. Безусловно, хочется пожелать им победы.
Но стоит уточнить, что их победой (причем, как теперь кажется – вполне достижимой победой) будет изгнание из редакции комиссара-назначенца Шмарова, изгнание с треском и позором, чтобы он после этого вообще не мог появиться на людях, исчез, выпилился из фейсбука. Чтобы закончил свою карьеру, бегая за водкой для Михаила Леонтьева. Это будет справедливая развязка конфликта в «Ведомостях», это будет победа коллектива, который сейчас отчаянно и красиво борется – но это не будет спасение «Ведомостей».
Потому что «Ведомостей», как бы страшно это ни звучало, уже нет, они уже уничтожены. Лучшим выходом будет как можно скорее себе в этом признаться и, стараясь максимально сохранить коллектив (скажем, как «Медуза» относительно разгромленной «Ленты»), уйти и соорудить новый The Bell на какие-нибудь нестыдные деньги. Настраиваться на гальванизацию трупа будет ошибкой и гарантированным поражением.
Занудная редакционная статья, объясняющая, чем нехорош Шмаров – очень грустная на самом деле, такая неофитская, ее писали люди, вообще невинные по части такого рода конфликтов. «Сейчас мы вам все объясним», протирают очки перед громилой с кистенем и что-то ему рассказывают, как будто для него имеет значение, что, допустим, удаление с сайта опубликованной статьи не отменяет возможность исков; и они ведь не троллят, они не умеют троллить, они вполне искренне считают, что могут что-то доказать, и что сейчас их поймут. А их сила не в аргументах, их сила в скандале, в шуме, и, честно говоря, никто им не помог так, как сам новый менеджмент – будь на месте Шмарова такой же каратель, но чуть более деликатный, все было бы тихо и незаметно, и сотрудниками подцензурной газеты они обнаружили бы себя гораздо позже, и с разной скоростью – сначала бы взвыл кто-нибудь один, потом еще кто-то, а потом и выть уже поздно.