Фото: Wikimedia Commons
Говорят, что это любимый анекдот сотрудников Всемирного банка. Африканский министр приезжает в гости к азиатскому и удивляется его роскошному дому: как вы смогли его построить на свою зарплату? Хозяин подводит гостя к окну: «Вы видите мост?» «Да», – отвечает африканец. Азиат тычет пальцем себя в грудь и говорит: «10%».
Через год он сам едет в Африку. Дом африканского министра оказался еще богаче, чем его собственный. «Как вам это удалось?» Хозяин подводит гостя к окну: «Видите мост?» Но за окном только пустыня. «Правильно, – тычет себя в грудь хозяин, – 100%».
Этот анекдот я вспомнил, читая новую книгу историка Льва Лурье «Соседский капитализм» (Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020). Как выяснилось, наваривать деньги на мостах – старая петербургская традиция, восходящая к началу ХХ века. Когда строили мост Петра Великого (ныне Большеохтинский), одна из соперничающих за подряд фирм победила, поскольку дала взятку гласному городской думы, и тот организовал решение вопроса. А когда строился Троицкий мост, фирма-строитель получила от города (опять же за взятку) огромное дополнительное финансирование.
К счастью, страна у нас азиатская, а не африканская, поэтому мосты все же оказались построены, и они украшают сегодня Петербург, считающийся, несмотря на коррупцию, городом европейским. Более того, в нынешней России очень любят по-прежнему строить мосты, причем всё более длинные и дорогостоящие.