С началом пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 многие компании были вынуждены резко приспосабливаться к новой реальности и переходить на удаленный режим работы. Все процессы ушли в онлайн, в том числе и коммуникации между сотрудниками. Так возросла популярность сервиса для видеоконференций – Zoom, чьи акции за три весенних месяца изоляции подскочили почти в два раза. В свою очередь, хорошо знакомый многим корпоративный мессенджер Slack ожидаемо нарастил количество пользователей за первый квартал, но не смог увеличить выручку по сравнению с предыдущим периодом. В чем причина роста одного и падения другого сервиса для удаленной работы, когда все массово работают из дома?
Компания Zoom была создана в 2011 году, и главное отличие сервиса от привычного Skype в том, что в нем намного удобнее проводить рабочие видеоконференции. Например, Zoom позволяет показывать презентации участникам или писать в режиме «белой доски». Именно такими необходимыми для корпоративной работы функциями Zoom обязан своей стремительно возросшей популярности в последнее время. Согласно отчету компании за первый квартал, на конец апреля сервисом пользовались 265 400 корпоративных клиентов с не менее чем десятью сотрудниками в штате. Это почти в четыре раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом с ростом популярности у пользователей интерес возник также у специалистов в сфере безопасности. Они обнаружили существенные уязвимости в системе. Так, платформа не использовала технологию сквозного шифрования, которая обеспечивает пользователям конфиденциальность. А ключи шифрования компания отправляла на сервер в Китай, где власти по запросу могли получить к ним доступ.
Еще одна уязвимость в Zoom позволяла подключаться злоумышленникам к видеоконференции. Похожие инциденты произошли в разных точках Европы: во время трансляции детского фитнеса в Британии и на видео-уроке в саратовской школе – в обоих случаях злоумышленники показывали детям порнографию во время занятий.