Уже считается общепризнанным, что в 2020 году мировая экономика столкнулась с беспрецедентным кризисом – тяжелейший двойной удар был нанесен самой коронавирусной эпидемией и продиктованными ею карантинными мерами. Осмыслив глубину экономического и социального провала, подавляющее большинство правительств – что левых, что правых – широким жестом распахнули казну и принялись направо и налево раздавать деньги населению и бизнесам. Причем редко какая из этих стран до кризиса отличалась сколько-нибудь масштабными резервами, устойчивым бюджетным профицитом или умеренной государственной задолженностью. Иными словами, были оперативно приняты достаточно рискованные меры экономической политики; очевидно, что негативные последствия ковидной щедрости по самому непреложному закону экономики и жизни (о невозможности бесплатных пиршеств) обязательно воспоследуют. Однако, не устрашась этих будущих ужасов, правительства по большей части предпочли бороться с угрозами, которые «здесь и сейчас», по мере возможностей компенсируя хозяйственный спад и обвал доходов людей.
Но не таковы мы. Российские власти, в активе которых и весомые авуары Фонда национального благосостояния, и сказочно по нынешним временам близкий к нулю государственный долг, поступают ровно наоборот. Никакого риска и ни копейки лишних расходов! Стращая обывателей галопирующей инфляцией 1990-х и утратой накопленных с таким трудом нефтедолларовых резервов, власти отказались от поддержки экономики, выходящей по объему за рамки догмы «бюджетного правила». Таким образом, во имя сохранения резервов значительная часть страны была переведена на голодный паек. Транспорт и промышленность, торговля и сервис, а с ними и миллионы их работников, субъекты Федерации и муниципалитеты остаются без средств к существованию. Те небольшие бюджетные компенсации, которые предусмотрены для самых пострадавших, не в состоянии даже близко покрыть ущерб.