Пьер Сюблейра, «Правосудие» (18 век)

Пьер Сюблейра, «Правосудие» (18 век)

Должен сразу заявить, что я намерен разочаровать наших добрых читателей, которые склонны видеть в этике исключений нечто исключительное. Этика исключений при всем своем громком названии есть не более чем одна из разновидностей этической теории. Для того чтобы рассказать о ее особенностях, нам придется прежде немного рассказать о структуре и смысле этической теории вообще.

1. Как устроены этические теории

Этическая теория – это мыслительная конструкция, смысл которой заключается в размышлении о морали и решении моральных проблем посредством гипотез, анализа фактов и иных методов. В этом смысле этическая теория ничем не отличается от научной теории. Отличается она от научной теории только тем, что нам гораздо труднее прийти к единству мнений посредством этической теории, нежели посредством научной. В научной теории мы так или иначе достигаем согласия, как только начинаем работать с фактами и практически осуществлять эту теорию. С этической теорией этого не происходит. По этой причине одно из проклятий этических теорий – их безграничное умножение в современной этике. При этом каждый волен выбирать их по своему вкусу, что, разумеется, не делает моральную жизнь легче.

Структура любой этической теории более или менее одинакова. Мы обыкновенно обнаруживаем в ней какое-то представление о человеке (концепция природы человека или концепция отсутствия такой природы). Мы обнаруживаем набор нормативных моральных норм, которые с необходимостью следуют из этой теории и ею обосновываются. В довершение в теории содержится и сам теоретический механизм, который обосновывает эти принципы посредством их соединения с представлением о человеке.

В этике различают обыденный некритический уровень, нормативную теорию и метатеорию. В отличие от некритического уровня морального сознания, нормативная теория обосновывает и доказывает необходимость тех или иных принципов, правил и добродетелей. В отличие от нормативной теории, метатеория не покушается непосредственно на провозглашение моральных норм. Это теория самой нормативной теории. В метатеории мы воздерживаемся от суждений о добре и зле, но изучаем только то, как работает или может работать этическая теория вообще и что мы можем иметь в виду, произнося моральные суждения.