Возрождение теории справедливой войны в конце 60-х годов XX века в США (Уолцер, Джонсон) было связано со стремлением найти объективные моральные критерии оправданности применения вооруженной силы. Само по себе это стремление вполне естественно. Существует, однако, много проблем, связанных с теорией справедливой войны, и эти проблемы коренятся в интуитивных основаниях теории. Для того чтобы дать оценку современной теории справедливой войны, нам нужно обратиться к ее основаниям. Эти основания я условно разделяю на три группы и обозначаю как интуиции справедливости, войны и теории.
Основу теории составляют так называемые «принципы справедливой войны», заимствованные из традиционной средневековой христианской доктрины. Речь идет о шести принципах справедливости войны, Jus ad Bellum (правое дело, законная власть, добрые намерения, соразмерность, крайнее средство, разумные шансы на победу) и двух принципах справедливости в войне Jus in Bello (пропорциональности и различия). Под справедливостью понимают соответствие войны абстрактному набору принципов. Справедливая война есть война, которая вполне соответствует всем этим принципам. Подобный способ рассуждения свидетельствует, что теория справедливой войны есть не более чем разновидность этики исключений (об этом см. статью), и уже по этой причине невозможно всерьез принимать утверждения сторонников теории, что теория обладает универсальной моральной значимостью. Иные цивилизационные доктрины оправданной войны имели принципиально иные основания (об этом мы поговорим в другой статье). Доктрина справедливой войны могла зародиться исключительно в рамках христианской и исключительно западной цивилизации, поскольку только в рамках этой цивилизации, эклектически соединившей христианский пацифизм и римский милитаризм, могла возникнуть тенденция стыдливо прикрывать войну рассуждениями о милосердной справедливости и утверждать общественную справедливость посредством войны.