«Ни одно государство … не должно прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное доверие в будущем состоянии мира, как, например, засылка убийц из-за угла (percussores), отравителей (venefici)…». (И.Кант)
Введение. Идея и смысл гуманитарного терроризма
Понятие гуманитарного терроризма не является внутренне противоречивым. Терроризм всегда стремится к гуманитарному самооправданию. Сами логика и природа террора построены на «любви к человечеству». Утверждение о том, что терроризм, в отличие от войны, не может быть «гуманитарным», не выдерживает никакой критики. Если интервенция может быть «гуманитарной», то террор тем более может быть таковым. В этом нетрудно убедиться, если только мы определим, что называют «справедливой» войной. Это война, которая соответствует двум критериям – jus ad bellum и jus in bello (Об этом см. мою статью «Теория справедливой войны. Критика основных начал»). Первое определяет справедливость начала войны. Второе – справедливость методов ее ведения. Первое определяется шестью принципами, из которых наиболее важными являются три: правое дело, добрые намерения и легитимная власть. Jus in bello определяется двумя принципами: пропорциональность и избирательность. Иначе говоря, насилие не должно превышать строго необходимый размер для достижения конкретной цели, и насилие не должно распространяться на всех тех, кто не представляет угрозы. Очевидно, что террор имеет значительные преимущества по сравнению с войной в этом отношении. Он может быть не менее «справедлив» с точки зрения jus ad bellum и может быть куда более «гуманитарен» с точки зрения jus in bello.
Гуманитарный терроризм – это, так сказать, терроризм зрелый, терроризм, претендующий на свое собственное моральное достоинство, стремящийся населить сферу универсальной моральной справедливости. Терроризм называется так, а не иначе, по той причине, что достигает своих средств посредством нагнетания страха и ужаса на противника. Террор при этом становится неизмеримо более значительным и всеохватывающим, если он навлекается во имя морали. Терроризм может иметь два диаметрально противоположных способа своего выражения. Первый из них прибегает к террору всеобщему, неизбирательному и массовому и, тем самым, достигает эффекта нагнетания страха. Однако страх может быть достигнут и прямо противоположным способом, а именно посредством точных и избирательных ударов в отношении исключительно тех, кто считается противником. Точность ударов несет дополнительный устрашающий эффект. Если сравнить эти два лика террора – терроризм неизбирательных нападений и терроризм точечных убийств – второй действует куда более устрашающе. В обоих случаях для террориста недостаточно просто убить врага. Убийство должно быть провозглашено как справедливое, внезапное и уничижительное. Террористы не только стремятся монополизировать силу морального долженствования, они не в меньшей степени стремятся выносить и приводить в исполнение исключительно «правовые» приговоры, и потому всякий раз, когда обстоятельства позволяют, они стремятся наносить удары избирательно и пропорционально. Террористы, в силу логики самого террора, если есть такая возможность, нередко стремятся убивать и карать немногих и только виновных, запугивая тем самым остальных.
Уважаемый Борис, но вот как то реальная история как то не очень согласуется с вашими выводами.
.
1) Вы пишите: «Родимыми пятнами любого терроризма являются...невозможность победы». Но разве еврейские террористы из «Иргун» не добились своей цели? Британия разве не ушла из Израиля?
.
2) Вы пишите: «Терроризм есть прежде всего хладнокровное убийство безоружного человека без всякого риска для себя». Но, за редким исключением, немецкие террористы из RAF наносили удары по американским военным либо по максимально охраняемым гос.чиновникам
Очень хороший вопрос, Владимир. Я на него с удовольствием отвечу. Дело в том, что победа и успех это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Победа это моральная и эстетическая категория. Успех это понятие чистой рациональности. Современный человека несколько утратил ощущение этой разницы. Для древних оно было существенно. Сун Цзы приводит пример, когда император не начитает сражения до тех пор, пока противник не построит свои войска к битве. Иначе стыдно. Какая же это победа? Но даже и теперь мы ведь не говорим о победоносном геноциде. Так и террор может быть успешным, но не победоносным. Победой считается только такой успех в войне, который сопряжен с мужеством, героизом, стойкостью и благородством. По этой причине терроризм может быть успешным, но это не победа. Британия ушла из Израиля после взрыва отеля Царь Давид но наивно думать, что таким образом была одержана победа израильских боевиков над Королевством. Террор действовал на общественное мнение, которое и так уже склонялось к предоставлению Израилю суверенного статуса. Конечно, будь на то желание, подавить боевиков не составило бы труда. Германию победили!
Второй вопрос не менее правильный. Дело все в том, что террор всегда выступает в качестве одной из сторон войны. Другим крылом всякой войны являются боевые действия. На деле во всякой войне встречается и то и другое. Террор редко выступает в чистом виде. Как, впрочем, и боевые действия всегда сопровождаются террором. Мне вспоминается, что после второй мировой войны англичане решили не предоставлять к высшим наградам своим бомбордировщиков, которые совершали налеты на мирное население немецких городов. Стыдно все таки, хотя и необходимо. По этой причине террориста не всегда легко отличить от солдата. Партизан к примеру это террорист наполовину. Но есть конечно, и почти чистые случаи террора. Кстати русские террористы, как показывают документы стыдились своей деятельности и находили для себя успокоение только в том, что рано или поздо они погибнут в этой борьбе. Что было правдой. Даже террористам иногда бывает стыдно нападать на невооруженных людей, а на вооруженных - охотно
Спасибо за ответ, Борис. Но не могу не задать следующий вопрос: а как же террорист Че Гевара? Не скрою, и я пал жертвой маркетинга и с отдыха на Кубе привёз футболку с его принтом. Современное нам общество (и западное особенно!) не считает постыдным облик террориста Че Гевары
Западное, да и российское общество широко поддерживает террор и терроризм. Чистым терроризмом была атака на Дрезден 15 февраля 1945 года английской и американской авиации. В этом не было абсолютно никакой военной необходимости. Ядерная атака на Хиросиму и Нагасаки - тоже террор. Российская война против "чеченского терроризма" - тоже терроризм по большей части. Но чистый террор встречается сравнительно редко, к нему всегда примешиваются какие-то военные действия, включающие тактику и стратегию. Террор в чистом виде это пожалуй современная война при помощи дронов, в которой оператор дрона вообще ничем не рискует. Вот почему операторов дронов называют в Америке не airforce, но chairforce. Имея в виду, что они воюют, сидя в безопасности на стуле. Года два назад широко обсуждался вопрос, можно ли присуждать им воинские нагрды. Решили, что нет. Че Гевара - тоже гибридная фигура. Он и солдат и террорист одновременно, как и все партизаны. Можно спорить, чего в нем больше. В 60е и 70е годы на Западе процветала большая любовь к террористам, боровшимся против капитала. Эта любовь несколько ослабела, когда все ощутили на себе удары исламский террористов.
Не могу сказать, что я во всём с вами согласен. И это нормально. Люди не кирпичи, мы не должны быть одинаковые.
Большое спасибо за ответы. Приятно было пообщаться с умным человеком
< Но и Клаузевиц, который жил в иную эпоху – эпоху Вестфальского мира (1648) и регулируемой войны, – хотя и полагался больше на военное искусство, отнюдь не исключал террор.>
Я не понял, как связан Карл фон Клаузевиц (1780 -1831) с Вестфальским миром. Он жил в другом веке и писал о военном искусстве и политике. Помню его классическую фразу: "Война есть продолжение политики иными средствами".
По существу статьи. С автором согласен.
Самым отвратительным является государственный терроризм, поскольку это придание абсолютно недопустимой практике законного и оправданного начала. Смертная казнь - оправдание наемных убийств, палач - форма гражданской службы, публичная казнь - представление для народа. Вспомнил чехословацкий фильм "Король Каролю" (1963), там герою фильма, ставшего неожиданно королем, говорили о необходимости публичных казней: "Зум, голова с плеч: много удовольствия для народа".
Бред государственного насилия крепко засел в мозгах народа, жаждущего восстановления смертной казни.
Сегодня в России мы уже имеем государственный террор лайт, безжалостный и жестокий, но без смертной казни. Это, конечно, шаг вперед, но радости, к сожалению, мало.
Клаузевиц связан не столько Вестфальским миром, сколько с Вестфальской системой, поскольку он жил и работал в условиях этой системы. Мы все все еще живем в рамках Вестфальской системы государств, заложенной Вестфальским миром 1648 года. Вся система современных международных отношений, это все еще Вестфальская система. Гроций - другое дело. Он жил в довестфальскую эпоху. Там были иные представления о войне. А вот Клаузевиц - наш современник в этом смысле. Вот почему его представления о войне мы охотно разделяем.
Спасибо за объяснение, Ваше пояснение очень интересное, никогда об этом не знал и даже не думал. Может быть Вам стоит написать об этом для Republic.