Можно представить волнение американского археолога Джеймса Осборна из чикагского Института Востока и его коллеги из Британского института археологии в Анкаре Мишеля Массы, когда к ним пришел крестьянин и рассказал, что он нашел в канале полупогруженную в илистое дно каменную стелу с высеченными на камне иероглифами. Археологи достали при помощи трактора стелу, очистили ее от ила и мусора и приступили к переводу надписи, сделанной на лувийском – иероглифическом языке, на котором говорили жители Анатолии в XV-X веках до н.э. В ней рассказывалось о победе, одержанной хеттским царем Хартапу над соседним царством. По-лувийски оно называлось Мушка в честь жившего там народа муска, а нам это царство известно как Фригия.
Лингвистический анализ текста позволил сделать вывод, что Хартапу – личность до этого историкам, конечно, известная, но остававшаяся во многом загадкой, – повелел высечь надпись в конце VIII века до н.э. Поскольку стела была найдена в районе Туркмен-Канахоюка, бывшего одним из самых больших городов древнего мира в то время, можно было предположить, что он и был столицей царства Хартапу. Ученые раскрыли одну загадку, связанную с Хартапу, – определили местонахождение его царства – на территории современной турецкой провинции Самсун. Теперь им остается выяснить, как оно называлось.
Любителей истории больше всего в происшествии со стелой из канала поблизости Туркмен-Канахоюка заинтересовало не место нахождения царства победителя, а побежденный. Им, очевидно, был никто иной, как царь Мидас, правивший Фригией примерно в это время и известный всем, кто хоть что-то помнит из школьного курса истории древнего мира.