Галерея Jart
«Палыч, ты в компании пришел, в компании и уйдешь», – отвечал слесарь Харитонов переводчику Бузыкину, когда тот заявил, что больше не хочет собирать грибы: «Ну, не хочешь, не собирай, так походи». Вернисаж выставки «Чаща», устроенной галереей Jart, отчасти процитировал этот эпизод из фильма «Осенний марафон». Художников и журналистов организованно привезли в курортный поселок «Пирогово» на берегу Клязьминского водохранилища, организованно увезли. В отличие от Бузыкина, никто не возмущался.
Хикикомори в лесу
Накрапывал дождик, но компании все были только рады (да и опасность заражения коронавирусом на свежем воздухе меньше, чем в помещении). По лесу бродили долго и увлеченно, грибов не собирали, а с удовольствием помечали их как предметы искусства. Художник Роман Сакин очень кстати придумал «Карманную галерею»: в начале маршрута каждый посетитель мог взять небольшую рамочку-макет (четыре стены, окно и дверь) и по ходу прогулки поместить в нее любой объект живой или неживой природы. Журналисты и арт-критики выбирали в основном мухоморы, хотя попадались и подберезовики, но, строго говоря, кроме грибов в рамочку мало что влезало.
Перед тем, как увлечь всех нас в лес, куратор выставки Андрей Ерофеев подвел под прогулку основательную теоретическую базу, напомнив для начала о двух терминах – японском «хикикомори» и немецком «вальдганг». Первое слово переводится как «нахождение в уединении» и описывает социальный феномен, появившийся в Японии задолго до пандемии COVID-19: хикикомори добровольно самоизолируются, могут месяцами и даже годами не выходить из дома, теряют работу и остаются на иждивении родственников. «Вальдганг», термин, предложенный писателем Эрнстом Юнгером, указывает на другой способ эскапизма – «уход в лес». Проект «Чаща», как рассказал Ерофеев, задумывался до карантина, но в результате оказался еще актуальней. За прошедшие полгода мы все стали немного хикикомори, пора в лес, на свободу, за искусством и по грибы.