
Фотография главного редактора издания "Коза Пресс" Ирины Славиной на скульптуре "Веселая коза". Фото: Михаил Солунин / ТАСС
Ирина Славина сгорела. Именно ее смерть заставила нас оглянуться и признать: мы перешли черту, за которой у человека для коммуникации с государством и друг другом осталось только три способа: открытые письмо, голодовки и… самосожжение. Мы давно в этом мире очутились, люди в России жгут себя не первый год, но журналисты не горели ни разу.
Если голодовка – это попытка решить проблему под угрозой самоубийства, то самосожжение – высказывание. Появление таких акций – тяжелый и очень опасный для государства симптом, он говорит о том, что люди прежде всего чувствуют невозможность рассказать о своей беде, проблеме. Подчеркну: речь идет именно о потребности выступить, а не решить проблему. Если человек сжигает себя из-за обысков, для него важнее достучаться до общества, чем вернуть изъятую технику, потому что после смерти она ему уже не нужна.
Самосожжения никогда не были следствием исключительно бедности и загнанности: во множестве нищих стран люди себя не сжигают. Вообще, протестные самосожжения именно для России, для русских – новая мера, после староверов их не было до XXI века. Всплеск произошел в 2012 году. Даже в советское время русские себя не жгли. Из опубликованных отчетов КГБ следует, что и на территории России в советское время жгли себя чаще всего украинцы, причем преимущественно с Донбасса.
Украина, страны Балтии – там были в СССР случаи самосожжения. Вообще, история последних ста лет говорит о том, что на самосожжение часто идут люди, ощущающие себя под властью оккупации. Мы помним ряд самосожжений буддийских монахов в Южном Вьетнаме в 1960-е. В начале 1969 года, после самосожжения Яна Палаха, подожгли себя еще 27 жителей Чехословакии, семеро из них погибли. В Варшаве, также протестуя против ввода советских войск в Прагу, сжег себя Рышард Сивец. В СССР ровно по тем же причинам жгли себя жители Украины и Литвы, в которых сохранялись сильные антисоветские настроения.
Ну вот, в Петербурге, в самом центре, мужчина поджог себя, в руках держал плакат "С днем рождения, господин президент". Это было настоящее самосожжение, что человек выжил - случайность, прохожие потушили. Это не самопал в свободной стране, где почти всегда рядом ждет коллега с огнетушителем. Отчаяние страшное в России. У нас реально, без преувеличений, с 2012 года сожгло себя больше народу, чем сгорело монахов в Южном Вьетнаме
Поступок Ирины Славиной, на мой взгляд, это акт отчаяния, но не слабости. Она пожертвовала собой совершенно осознанно, выбрав такой страшный способ ухода (не от повседневных проблем - у кого их нет?), чтобы привлечь внимание ВСЕХ к проблеме, которая касается каждого. Эта проблема - произвол силовиков. Кажется уже ни у кого не осталось сомнений - кто настоящий бенефициар власти в стране? Это те структуры, чьи полномочия, численность и бюджетные ассигнования постоянно растут (законодательно!), протоколы служебного поведения в отношении населения ужесточаются настолько, что уже граничат с произволом, а на практике часто им и являются, но всегда покрываются или "обосновываются". С ними невозможно спорить, судиться, а уж сопротивляться - смертельно опасно.
Ирина, как горьковский Данко, вырвала своё сердце и осветила эту проблему, пытаясь помочь спастись всем нам, в том числе и самим силовикам!
Но, как мало, оказывается, в нашей стране зрячих и способных сочувствовать!
Фактически в России люди, несогласные с политикой партии и правительства, проводимой под мудрым руководством ВВП, бессменного президента, и недовольные возрождением абсолютизма, закрепленным в Конституции, стали по сути "врагами народа" (терминология 30-х). Их пока не расстреливают, как бешенных псов, но делают их жизнь очень тяжелой. Огромные силы репрессивных органов (не могу назвать их правоохранительными) брошены на их подавление.
Самосожжение Ирины Славиной печальный, но закономерный итог политики государства по отношению к сторонникам свободного развития страны.
Многих в наших верхах произошедшая трагедия не только не печалит, но и радует. В царстве тотального раболепия, нет места для инакомыслящих, они для власти враги. А если враг не сдается, его уничтожают. То, что Ирина Славина погибла их радует: еще одним врагом стало меньше. Нынешние правители - прагматики, в отличие от Сталина они издеваются, но не расстреливают. Ведь кто-то должен заниматься творческой интеллектуальной деятельностью, а не ее имитацией. Однако ситуация такова, что все-таки постепенно их добьют. Многие это уже поняли и покинули страну.
Разина вспомнили....
Автор, вы бы копнули тему Разина то поглубже. Поизучали бы. И не по статьям в СМИ определенной направленности, а приехали бы в Ижевск, пообщались бы с его знакомыми. Выяснили бы для себя такие вопросы, как: 1. Его авторитет в удмуртском сообществе в целом 2. Реакция 99% жителей города на его самоубийство. 3. Отношение самих удмуртов к своему языку, за который якобы сгорел Разин.
Это было бы полезно для вас, вышли бы хоть в реальность немного.
Какой уж был Разин, другого не нашлось гореть.
Вы если вдруг сгорите - ровно тоже самое будут говорить, "был он никто, звать его никак, с головой не дружил, проблемы в семье и вообще сначала изучите проблему поглубже".
Если я подожгу себя на площади ради удмуртского языка - да, пусть меня весь мир считает идиотом. Я не против.
Да по любому поводу. Никто, звать никак, душевнобольной. Вот и всё что было, не было и нету.
Дмитрий, исходя из контекста статьи автора и Вашего совета, Вы что-то имеете против Разина. Вы его некий оппонент. Так вот один из основных смыслов статьи о том, что, если ваши (фигурально) оппоненты (не зависимо от их взглядов и вероисповедания) начинают себя сжигать, то проблема скорее всего (от слова однозначно), в вас (фигурально).
Я не имею ничего против Разина, мне его жаль, а еще более жаль его молодую дочь.
Я «имею против» против авторов таких вот статеек, которые, похоже, живут в своем вымышленном мире, да и читателей туда загнать хотят.
Что касается того, что кто-то там себя сжёг от фигурального «меня»....
Я вам еще раз говорю - в смерти конкретного Разина вините самого Разина. Если он не нашёл взаимопонимания с окружающим миром, когда удмурты в удмуртии стыдятся своей национальности и при любом удобном случае стараются назвать себя русскими.... ну да, мне его жаль. Однако разинские языческие националистические идеи не нашли отклика в республике, так кто ж в том виноват? Власти?
Я неплохо знаю историю и Разина, и удмуртского языка. У меня когда-то была громкая колонка о том, что малые народы порой совершенно не хотят говорить на своих языках и имеют на это полное право. Не пойму вашего раздражения
Вы совершенно правы про малые народы.
Но тогда почему Разина выставлять как «борца с режимом»???? Он ведь не с режимом боролся, а с окружающей его действительностью. В такой борьбе победитель всегда известен.
В статье же он «борец с режимом». Так кто ж виноват в его смерти? Разве режим?
Никто его борцом с режимом не представлял, я лишь сказала, что ниболее близким к политическим был мотив самосожжения у Разина...
«Три последних способа быть услышанным в тоталитарном государстве
В свободных странах тоже поджигают себя, но там рядом обычно стоит человек с огнетушителем. У них самоподжог – способ давления на власть. У нас – единственная возможность высказаться»
это ваши слова? Ваши. То есть вы причисляете Разина в список тех, кому нужно было «высказаться»? И при этом вы говорите, что хорошо знаете историю Разина?
Тогда, если вы ее хорошо знаете, почему вы не пишете о том, что с Разиным на постоянной основе встречались чиновники местные, министры, и даже глава республики? С ним встречались и удмуртские общественные организации постоянно. Почему вы не пишите о том, что ему все миллион раз объясняли, что его радикальные идеи не пройдут и население их никогда не поддержит? Почему вы об этом не пишете??
Почему вы не пишете о том, что Разин не хотел никого слышать и все больше погружался в дебри своего воспаленного сознания, проводя языческие обряды прямо на площади победы в Ижевске?
Но при этом вы с упоением пишете про тоталитарное государство и способы достучаться до него. Ничего не смущает?
Я думаю, вы переоценили значение примера Разина в этой истории
Странно, что автор, в ответ на ваши советы - что ему делать, не сказал - куда вам идти.
Это у него спросите.
Я же, в отличие от вас и от автора, в Ижевске бываю нередко и знакомые среди удмуртов у меня есть.
И я, в отличие опять же от вас и о автора, готов доказать (с аргументами и фактами), что Разин никакой не борец с режимом, а обычный ненормальный.
И я был бы рад увидеть аргументированные (!) доводы, что я не прав.
Если у вас их нет - идите вы сами туда...
Дмитрий, на сколько я понял Вы утверждаете, что Разин сумасшедший и к протесту не имеет никакого отношения. Хотел бы выслушать Ваши аргументы, можно вкрадце. С моей стороны имеются следующие аргументы для разделения протеста от сумашествия в сторону протеста, это возраст и регалии. Исходя из этих фактов трагический инцидент с Разиным подпадает под протестное сожжение. Есть ещё показательный аргумент подпадающий под статью Анастасии. Огнетушители, которые были в здании Госсовета не сработали, что не удивляет. Ведь у государства всё для галочки, а не чтоб работало. А Разина тушили автомобильными огнетушителями.
В итоге Ваш первый комментарий считаю не состоятельным и не уместным.
PS Вас не минусовал, так как вообще считаю минусование не нужной вещью на Репаблик, где нужно помыслить и поделится мнением. Вместо минуса всегда лучше провести диалог. А не готов к диалогу, тогда и мнение твоё пусть останется при тебе.
Хм... а ведь такой подход мне очень нравится, который у вас в p.s.
Чтож, с удовольствием отвечу.
1. «Разин сумасшедший и к протесту не имеет никакого отношения»
Тут следует уяснить что вы понимаете под словом «протест». Протест московских фейсбучных либералов? Протест в Хабаровске? Протест дальнобойщиков против «платона»? Эти протесты- они все очень разные. Если же вы имеете ввиду протест в общем смысле, то да, Разина можно подвести под протест, однако делать это вовсе на нужно.
Я немного поясню ситуацию, ибо живу недалеко и знакомых в Ижевске куча, в том числе удмуртов.
Разин образца 2019 года - это ортодоксальный удмуртский националист, который (судя по его последнему письму) желал насильного изучения удмуртского языка в школах Удмуртии, внедрения его в повседневность (транспорт, магазины). Кроме того, он язычник, проводил языческие обряды прямо в центре города (смотрите ютуб).
Я вам на 100% гарантирую, что 99,9999% жителей Удмуртии, мягко говоря, такие предложения не поддерживают. Даже среди самих удмуртов. Почему - думаю, понимаете.
2. «возраст и регалии». И? Лет 10 назад Разин такой поступок не совершил бы, а вот когда ему стало 70+.. С возрастом заболевания обостряются. И я тут не говорю уже о проблемах в семье и кредитах.
3. Я не понимаю почему абстрактные «вы» - это видимо сторонники «либеральных» взглядов поддерживаете таких как Разин и считаете его борцом с режимом. Хм.... с каким режимом? Я еще раз говорю - его идеи не поддерживают сами удмурты, так с кем он боролся то тогда?? И как это абстрактные «вы» хотите завоевать умы обывателя, поддерживая таких людей? На честных выборах? Ну, результат Разина предсказать несложно, если б ему дали участвовать в выборах скажем, главы республики. А вы его поддерживаете... ну, ваше дело.
и да, с Разиным общались и власти и сами удмурты - те и другие говорили, что ты «слишком радикален».
если не сложно, представьте «прекрасную Россию будущего». Путинизма нет. А Разин с его идеями жив. Что должна была делать власть в «прекрасной Удмуртии будущего», когда Разин приходил бы на прием с его идеями?
Дмитрий, а Вы читали Мовчана? Именно ту книжку, что мне посоветовали. (Спасибо, кстати за наводочку). Раздел про демократию.
Основные принципы демократии не в принятии решения большинством, а в невозможности «заткнуть» меньшинство. Тогда и только тогда управлению от большинства (в данном случае парламенту) придётся думать что делать с Разиным и предлагать что-то, какие-то поблажки или какие-то голосования. Это их работа кстати. Думать. И как итог это может вырасти во что-то полезное всему обществу. И уж точно никто не станет себя жечь, если будет видеть, что есть диалог. А в данном случае налицо полное игнорирование мнения меньшинства (я не Разделяю взглядов Разина). Это же сейчас везде где можно и где нельзя подход у власти один: просто игнорировать. И Разин, независимо от своих взглядов попадает в эту категорию. Вот Анастасия и пишет. Всё, пришли, люди от безысходности себя жгут.
По-моему всё очень верно в статье написано, включая трагедию с Разиным.
А с Разиным разве не работали?? Работали и еще как. И, насколько я помню, лично глава ур с ним встречался, не говоря уж про министров нацполитики, культуры и т.д. И на похоронах они были.
Более того, сами удмурты с ним «работали», там организация такая есть - «удмурт кенеш». И говорили ему и объясняли. И что толку? Он остался верен своим идеям и погиб за них. Кого винить? Его самого и только.
Если вы читали книжку Мовчана (а недавно вышла вторая - рекомендую тоже), то наверное поняли, когда наступит «прекрасная Россия будущего» и наступит ли.
Но предположим, наступила. Я, если доживу, с удовольствием схожу в «прекрасные органы власти будущего» с идеей, скажем... установления халифата. Ну а что, норм же идея? Мне очень интересно как со мной новые власти «поработают».
Разговаривали, это не работали. Разрешили ему провести агитацию? Выделяли помещения для того что бы донести взгляды? Разин возможно бы и сам всё понял по итогу, если бы ему зал выделили и пришло 2 человека и так несколько раз. И он далеко не запрещённые идеи продвигал. В этом контексте и про халифат Вы зря гиперболизируете.
-
И со мной лично было точно также. Правда по более прозаическому поводу. Обманутые дольщики. Со мной постоянно разговаривали, а как дошло до дела мне, чтоб я отстал выставили повторную(замечу, повторно) оплату в 5млн. А ветерана ВОВ в суд отправили судится в 90 лет. Но вроде тоже всё пристойно: разговаривали же и со мной и с ним. Никто нас не бил. Всё вежливо в пиджаках и галстуках.
Да и вообще люди слишком много просто требуют. Поэтому видать самый простой способ для власти это раз в год поразговаривать со страной самому главному разговаривателю по телевизору, а потом год ничего не делать.
«Разрешили ему провести агитацию? Выделяли помещения для того что бы донести взгляды? Разин возможно бы и сам всё понял по итогу, если бы ему зал выделили и пришло 2 человека и так несколько раз»
а ему кто-то мешал вести агитацию??? Он ее проводил годами (!) в одном из парков города, который его единомышленники считают почему то своим. И обряды там проводили и песни пели. И приходило туда не 2 человека, а больше на десяток. Все, это был предел. И так длилось годами. Так какое ему еще помещение то нужно было выделить? О какой агитации вы говорите, если подавляющее большинство удмуртов отрицательно относится к его идеям как до смерти, так и после. Кого он еще сагитировать то смог бы?
очень интересно, жду ответа.
Дмитрий, а какой ответ Вы хотите? Здесь простая демонстрация фактического отношения к Удмуртской культуре и языку. Оказывается нет никакого помещения или клуба для такой культуры. И люди вынуждены ходить в парк. Печаль. Наверняка их оттуда ещё и полиция выгнала. В довесок ко всему. Ну, чтоб не нарушали порядок построенный якобы для большинства.
Глеб, вы себя сейчас очень дискредитируете. Вы совершенно не в теме, пишите муть, лишь бы подогнать под свои догмы.
Вы в Удмуртии хоть раз были?
Вы в курсе, что лет 7 назад властями республики было организовано изучение языка для всех желающих? Вы в курсе, сколько человек изъявили такое желание?
Вы в курсе, что в Ижевске есть дом дружбы народов, где у удмуртов есть свое помещение и Разин легко туда заходил и постоянно им пользовался? Вы в курсе, что власти проводят удмуртские дискотеки (эктоника называется), хотя запроса общества на них почти нет?
Вы в курсе, что САМИ удмурты не хотят считать себя удмуртами?
в курсе всего этого? Нет? Так может прежде чем бред писать, надо сначала вникнуть в тему то немного?
и да, обряды на улице проводил сам Разин. И из парка никто его не гонял, смотрели все как на сумасшедшего и не более того. Ну, хочет проводить, пусть проводит. Так про какую полицию вы пишете??
я понимаю, тяжело принять тот факт, что власть совершенно не виновата в его смерти, это психологически тяжело. Признать свою неправоту - это нереально для либеральной тусовки.
Но вы тогда хотя бы не спорьте, ибо я, в отличие от вас, за каждое свое слово ответить готов, а вы лишь предположениями кидаетесь.
Дмитрий, на этой не очень позитивной ноте предлагаю остановиться. Врядли мы сейчас уже поймём друг друга. К сожалению для нас с вами мы не договорились и каждый остался при своём мнении. Вы как я понял в сухом остатке считаете Разина ну, скажем так, фанатиком. Я считаю, что Разин очередной обычный человек, который был не услышан властями. И Вы и я, каждый основывается на своём знании и опыте. Вы всё знаете про Удмуртию и её чиновников. Я имею больше опыт общения с очковтирательным правительством Собянина. Немного с федеральными министерствами. И этот опыт аппроксимировал на Удмуртию.
Жизнь покажет кто из нас более реалистичен в своих взглядах. 🤝
Знаете... За свои слова надо отвечать. Везде. Всегда. Даже в интернете.
И второе. Аппроксимировать надо очень осторожно. Ведь тем и должны отличаться либералы, что не должны всех под одну гребёнку. Разве нет?
да, спор прекращаем, согласен. Однако ни одного факта в пользу вашей версии вы не привели, а я привел. Буду рад, если вы сделаете соответствующие выводы.
Да, Дмитрий, можете быть рады, из последнего комментария вывод я соответствующий сделал. Я постараюсь Вас с Вашими взглядами на жизнь больше не трогать. Если посчитаю Ваше мнение на последующие статьи не уместным, буду банально минусовать. Без объяснений.
Не смогла удержаться, чтобы высказать Вам своё восхищение! Четко, деликатно, понятно. Но не всем))
Татьяна, спасибо. Такую искреннюю оценку по сути моим эволюционирующим взглядам на жизнь, положенным на обычную логику, всегда приятно получить. ))
Думаю, что и Дмитрий подтянется))), если останется на Репаблик.
Вам бы выйти немного за пределы московской либеральной тусовки и съездить в тот же Ижевск. Пообщаться с народом... понять Россию получше.
вот тогда ваши взгляды действительно эволюционируют.
Дмитрий, я работаю в реальном производстве более 15 лет. Со многими простыми людьми (народом по вашему) я общаюсь непосредственно. Токаря, фрезеровщики, технологи, инженеры, операторы многих Вам врядли ведомых станков и машин (гибки, штамповки, экструзии, гальваники, шлифовки, запрессовки и т.д.). Думаю в общей сложности это более сотни предприятий по всей стране(!). С некоторыми общаюсь больше по телефону, с некоторыми непосредственно, здороваясь за руку. С некоторыми часто, с некоторыми не очень. Без постоянного общения просто невозможно в нашей сфере. И самое главное я их выбираю в партнёры потому, что хочу сделать свою страну лучше. Мне приходится затрачивать огромные усилия и разбивать сложные узлы на деталировку способную к исполнению тем или иным небольшим предприятием. И за эту позицию мне ещё и платить приходится частенько значительно больше по сравнению с производственными возможностями за рубежом. Но я это делаю осознанно. В конце концов это окупается большим количеством знаний. И профессиональных и жизненных. Профессиональные знания дают высокий потенциал по работе. Жизненные знания отбивают у меня охоту давить на кого либо. Наверное, Дмитрий, Вы правы я скатываюсь к более либеральным взглядам со здоровым оттенком национализма.
Читая Ваши комментарии я отчётливо вижу, что Вам такого многослойного общения как у меня как раз не хватает. Вы пытаетесь дожать обычного собеседника, человека, такого же как Вы. Загнать его в угол. Что-то доказать своим напором. И принимаете вежливость за слабость.
Ни к чему Вас не призываю. Сам не родился мудрым и частенько учусь на собственных ошибках. Написал Вам, так как Вы я вижу этого захотели. И я пошёл Вам на встречу и продолжил диалог.
Вот ничуть не сомневаюсь в вашей профессиональной компетенции. Ничуть. Как и в уровне интеллекта. И в воспитанности.
тем не менее, спор вы ведёте слабо и основываясь на предположениях. «А если Разину помещения не давали.... а если Разина полиция гоняла...». Я же вел этот спор, потому что ЗНАЮ как и что было. Более того, я в момент смерти Разина был в Ижевске и даже на похоронах его был в нац.театре. И мои доводы основаны на фактах, а не на предположениях.
Дожать я вас не хочу. Я больше даже к автору статьи обращаюсь. Коль уж он пишет статью, то должен отвечать за то, что пишет, а значит и проверять то, что пишет. И если уж ругать «режим», то по делу, а не приписывать ему самоубийство сумасшедших.
И это не говоря уже о том, что покажи эту статью населению Ижевска, да даже чисто удмуртскому.... ну, мягко говоря, популярность либералов в народе не возрастет.
Хорошо, Дмитрий. Принято.
По поводу слабого спора хочу высказать одну мысль. При производстве достаточно сложных механизмов постоянно приходится принимать решения в условиях полной неопределённости. Просто нет ресурсной возможности выстраивать последовательные процессы. Много процессов идёт параллельно. А цена ошибки этой неопределённости очень высока. Иногда вплоть до разорения.
Всё вышесказанное учит одному. Не боятся каких-то мелких погрешностей, а боятся, что сам процесс свалится ниже среднего уровня развития. И в этих условиях вероятностная аппроксимация (теория вероятностей) очень качественно работает. Могут быть ошибки? Конечно могут. Но именно с таким подходом можно охватить больше. Решить больше вопросов. И как не странно по итогу решить их намного качественнее. Не буду тему развивать дальше. Можете сами порассуждать. Хотя эти вещи лучше практиковать. Набитые шишки тогда производят больший эффект в разуме.
Дмитрий, не буду Вас банально минусовать, как обещал. Буду стараться дискутировать.
Так вывод то не обо мне делать надо)
впрочем, если вы любите ввязываться в спор, не имея за собой аргументов - чтож, ваше право.
Что касается минусов - так ставьте))
тут один на репаблике ставил мне минусов на мои слова о том, что В.Соловей - это просто балабол. Спорил тоже, как и вы.
А сейчас Соловей объявил себя членом тайной могущественной организации и прочее прочее...
я ж говорил балабол он, мне не верили, минусы ставили)) ну пусть.
Вы своими "аргументами" рассказали о себе более, чем достаточно.
Или вы говорите по существу темы или ————-> идите туда