Театр наций
На сцене (Театра наций) гримерка. Два столика, зеркала. Фотографии. Парики. Вешалка с костюмами и обувкой. Евгений Миронов и Чулпан Хаматова выходят с листочками – текстом ролей – будто на репетицию и примеряются к игре в классики. К преображениям прославленной пары. Голосом, пластикой, комментариями друг дружке. «Чего дальше?», «Не получается» и т.д.
Зажигается надпись у двери на сцену: «Тихо! Идет спектакль». И он начинается.
Это театр в театре. Кино про кино – тривиальный и почтенный жанр. Театр про театр – не менее. Простодушный прием, избранный Алвисом Херманисом, руководителем Нового рижского театра и знаменитым европейским режиссером, предлагает зрелище наивное, трогательное и филигранное. Хит сезона обеспечен. Как некогда случилось с долгоиграющими «Рассказами Шукшина», поставленными тем же режиссером в том же театре с теми же звездами. Тогда Миронов и Хаматова с бродвейским блеском, вестэндской техничностью, русской удалью, спортивной гибкостью играли шепелявых стариков, дамочку с осиной талией, крутыми бедрами (толщинки в помощь), бесшабашную сплетницу, гуляку с самоубийственной стрункой и так далее в десяти рассказах. В «Горбачеве» они демонстрируют неловкость и восторженность, печаль и смехотворность, девичьи интонации и горбачевский (по необходимости) говорок.
Сходство без нарочитости благодаря не только маскам, а искусству света. Здесь же – дефиле советской моды на протяжении десятилетий. Костюмчики и платьица Раисы, пиджаки и куртки М.С., каракулевый пирожок и песцовая шапка. Да, это спектакль про время в самом буквальном смысле слова. Аксессуары и интонация имеют содержательный посыл и способствуют узнаванию. Смех в зале.
Театр наций