Во время голосования на избирательном участке на выборах мэра и депутатов в городскую думу. Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Во время голосования на избирательном участке на выборах мэра и депутатов в городскую думу. Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

До момента, когда в России заработает новый дизайн власти – с муниципалитетами, объединенными в единую с исполнительной вертикалью систему «публичной власти», еще остается время; закон о Госсовете уже принят, но еще не сформирован сам Госсовет, не выпущены нормативные акты, описывающие систему в подробностях. Завершения этой работы, очевидно, стоит ждать уже в следующем году, а пока есть возможность оценить результат предыдущего дизайна, чтобы понять, как местное самоуправление превратилось в нелюбимого ребенка власти.

Центр перспективных управленческих решений подготовил исследование об итогах важной части реформы местного самоуправления в России: перехода большинства муниципалитетов с модели «избираемый мэр» на модели «сити-менеджер» и «назначаемый мэр». Негласная кампания по отказу от выборов мэров шла под лозунгом повышения эффективности – мол, в мэры может попасть кто угодно, а сити-менеджер – профессионал-управленец, который не будет отвлекаться на политику.

На практике все реформы МСУ «начиная с 2003 года были направлены на встраивание муниципальной власти в единую вертикаль», отмечают авторы доклада (и это, надо сказать, деликатное выражение – при обсуждении реформы в свое время муниципалы называли ее «изнасилованием местного самоуправления в извращенной форме с тяжелыми последствиями»).

То же касается и смены модели управления муниципалитетами с «выборных мэров» на сити-менеджеров, то есть глав администраций, получающих власть в результате назначения конкурсной комиссией. Но поскольку в конкурсную комиссию всегда входили представители исполнительной власти, она начинала непосредственно влиять на назначение и, более того, играть определяющую роль. В дальнейшем эта схема получила развитие в виде модели «назначаемого мэра», при которой конкурсная комиссия выбирала для руководства одного человека, совмещающего функции и главы администрации, и главы муниципального образования – модель начала резко внедряться после 2014 года.