
Во время голосования на избирательном участке на выборах мэра и депутатов в городскую думу. Фото: Константин Чалабов / РИА Новости
До момента, когда в России заработает новый дизайн власти – с муниципалитетами, объединенными в единую с исполнительной вертикалью систему «публичной власти», еще остается время; закон о Госсовете уже принят, но еще не сформирован сам Госсовет, не выпущены нормативные акты, описывающие систему в подробностях. Завершения этой работы, очевидно, стоит ждать уже в следующем году, а пока есть возможность оценить результат предыдущего дизайна, чтобы понять, как местное самоуправление превратилось в нелюбимого ребенка власти.
Центр перспективных управленческих решений подготовил исследование об итогах важной части реформы местного самоуправления в России: перехода большинства муниципалитетов с модели «избираемый мэр» на модели «сити-менеджер» и «назначаемый мэр». Негласная кампания по отказу от выборов мэров шла под лозунгом повышения эффективности – мол, в мэры может попасть кто угодно, а сити-менеджер – профессионал-управленец, который не будет отвлекаться на политику.
На практике все реформы МСУ «начиная с 2003 года были направлены на встраивание муниципальной власти в единую вертикаль», отмечают авторы доклада (и это, надо сказать, деликатное выражение – при обсуждении реформы в свое время муниципалы называли ее «изнасилованием местного самоуправления в извращенной форме с тяжелыми последствиями»).
То же касается и смены модели управления муниципалитетами с «выборных мэров» на сити-менеджеров, то есть глав администраций, получающих власть в результате назначения конкурсной комиссией. Но поскольку в конкурсную комиссию всегда входили представители исполнительной власти, она начинала непосредственно влиять на назначение и, более того, играть определяющую роль. В дальнейшем эта схема получила развитие в виде модели «назначаемого мэра», при которой конкурсная комиссия выбирала для руководства одного человека, совмещающего функции и главы администрации, и главы муниципального образования – модель начала резко внедряться после 2014 года.
Последовательное уничтожение местного самоуправления (МСУ) началось еще при Ельцине, сейчас оно практически ликвидировано. МСУ существует только в учебниках, а законы о нем не выдерживают никакой критики. Если же прочитать Европейскую хартию самоуправления, можно долго смеяться по поводу того, что она является частью нашего законодательства (ратифицирована Думой). Очевиден и результат - низкая эффективность и рост некомпетентности. Компетентные, да еще и инициативные мэры просто не нужны. Странно ждать каких-то хороших результатов от их деятельности. Да умный, честный и инициативный человек и не пойдет на эту расстрельную должность, поскольку не будет иметь необходимого бюджета и полномочий, а еще будет опутан массой бюрократических ограничений. Зато какая управляемость по вертикали!
Информация для размышлений, конечно... Централизация больше - развитие медленней, ясно. А какими могли бы стать муниципалитеты, если бы... что? Есть ли бесспорные успехи у избранных мэров? Что такое феномен Якутска, мэра Сарданы Авксентьевой ? Не отпускайте муниципальную тему, Михаил!
Присоединяюсь к Вашему призыву, судьба местного самоуправления -- важнейшая тема. Считаю (вслед за многими государственными деятелями отдалённого и недавнего прошлого), что развитие и процветание России возможно только в тесной связи с инициативой самих граждан, с живительным влиянием местного самоуправления.
Конец был немного предсказуем. Кладбище - не место для развития.
Уничтожив местное самоуправление на низовом уровне, власть всячески противодействует также любым другим формам объединения граждан "на земле". По закону осталась такая возможность, как Территориальное общественное самоуправление, ТОСы (по ФЗ-131). Это местное самоуправление-лайт. Можно только вносить предложения в органы власти, а местная власть обязана их рассматривать. Однако всякие положения для ТОСов принимают всё те же местные власти, которым эти инициативные граждане, как гость в горле. А верховная власть это крышует и поощряет, выборы же надо кому-то фальсифицировать.